Манухин, В. П. Национально-региональный компонент образования в Мурманской области / В. П. Манухин // Устойчивое социальное развитие северных территорий России: опыт, проблемы, перспективы : сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (7-9 ноября 2013 года) / [отв. ред. В. Р. Цылев]. - Мурманск, 2013. - С. 317-325.

дивидуальной культуры» (Р.Е. Пономарев. Образование и образовательное пространство // Вестник Московского университета. Серия Педагогическое образование. 2011. № 1. С .16-22). Территориально-географическое положение региона, природно- климатические факторы, история и культура Заполярья оказывают боль­ шое эмоционально-психологическое воздействие на человека, в том числе, и на детей. В умелых руках творческого педагога они позволяют выстро­ ить эффективную педагогическую систему. Она связана как с минимиза­ цией отрицательного влияния на учебно-воспитательный процесс севера, так и с повышением эффективности его. В этих целях с первых лет совет­ ской школы разрабатывается региональный компонент содержания обра­ зования, методические рекомендации по организации учебного процесса в условиях Заполярья, санитарные нормы и правила по оснащению образо­ вательных учреждений, требования к режиму жизнедеятельности обучаю­ щихся, питанию, отдыху и т. д. Мурманская область располагает богатым педагогическим потенци­ алом. В Мурманской области имеются реальные условия для профессио­ нального роста педагога, повышения его общей культуры, совершенство­ вания учебно-воспитательного процесса. Педагог имеет реальные возможности для воспитания детей на при­ мере жизни и деятельности героических людей, покорявших север в про­ шлом и действующих сегодня. Педагог может убедительно показать детям, что экстремальные условия Заполярья предъявляют повышенные требования к человеку, фор­ мированию особых черт характера: мужеству, стойкости, терпимости, то­ лерантности, здоровью и физической закалке. Здесь как нигде особую зна­ чимость приобретает подготовка людей к действиям в чрезвычайных ситу­ ациях. Педагог помогает детям все это увидеть и осознать. На примерах родного края педагог может показать детям роль чело­ века в преобразовании природы, освоении богатств земли, строительство горно-обогатительных предприятий, гидростанций и атомной электро­ станции, выращивание сельскохозяйственной продукции в Заполярье в за­ крытом фунте, оленеводство на севере, рыболовство, деятельность науч­ ных учреждений и многое другое. Все это является эффективным дидакти­ ческим материалом в методическом комплекте педагога. Через Мурманск проходило освоение Северного Ледовитого океана. Из Мурманска снаряжались известные научные экспедиции. В наше время Кольский полуостров открывает ворота в Арктику и к ее природным бо­ гатствам. Кольский полуостров был ареной жестоких боев с врагами нашей Родины. Учебные заведения имеют реальную возможность показать уча­ щимся героизм и мужество людей, достижения отечественной науки и техники на конкретных и близких им примерах, что дает возможность эф­ 318

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz