Манухин, В. П. Национально-региональный компонент образования в Мурманской области / В. П. Манухин // Устойчивое социальное развитие северных территорий России: опыт, проблемы, перспективы : сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (7-9 ноября 2013 года) / [отв. ред. В. Р. Цылев]. - Мурманск, 2013. - С. 317-325.
дивидуальной культуры» (Р.Е. Пономарев. Образование и образовательное пространство // Вестник Московского университета. Серия Педагогическое образование. 2011. № 1. С .16-22). Территориально-географическое положение региона, природно- климатические факторы, история и культура Заполярья оказывают боль шое эмоционально-психологическое воздействие на человека, в том числе, и на детей. В умелых руках творческого педагога они позволяют выстро ить эффективную педагогическую систему. Она связана как с минимиза цией отрицательного влияния на учебно-воспитательный процесс севера, так и с повышением эффективности его. В этих целях с первых лет совет ской школы разрабатывается региональный компонент содержания обра зования, методические рекомендации по организации учебного процесса в условиях Заполярья, санитарные нормы и правила по оснащению образо вательных учреждений, требования к режиму жизнедеятельности обучаю щихся, питанию, отдыху и т. д. Мурманская область располагает богатым педагогическим потенци алом. В Мурманской области имеются реальные условия для профессио нального роста педагога, повышения его общей культуры, совершенство вания учебно-воспитательного процесса. Педагог имеет реальные возможности для воспитания детей на при мере жизни и деятельности героических людей, покорявших север в про шлом и действующих сегодня. Педагог может убедительно показать детям, что экстремальные условия Заполярья предъявляют повышенные требования к человеку, фор мированию особых черт характера: мужеству, стойкости, терпимости, то лерантности, здоровью и физической закалке. Здесь как нигде особую зна чимость приобретает подготовка людей к действиям в чрезвычайных ситу ациях. Педагог помогает детям все это увидеть и осознать. На примерах родного края педагог может показать детям роль чело века в преобразовании природы, освоении богатств земли, строительство горно-обогатительных предприятий, гидростанций и атомной электро станции, выращивание сельскохозяйственной продукции в Заполярье в за крытом фунте, оленеводство на севере, рыболовство, деятельность науч ных учреждений и многое другое. Все это является эффективным дидакти ческим материалом в методическом комплекте педагога. Через Мурманск проходило освоение Северного Ледовитого океана. Из Мурманска снаряжались известные научные экспедиции. В наше время Кольский полуостров открывает ворота в Арктику и к ее природным бо гатствам. Кольский полуостров был ареной жестоких боев с врагами нашей Родины. Учебные заведения имеют реальную возможность показать уча щимся героизм и мужество людей, достижения отечественной науки и техники на конкретных и близких им примерах, что дает возможность эф 318
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz