Манухин, В. П. Формирование осознанного выбора профессии молодыми людьми - ключевая проблема развития кадрового потенциала Заполярного края / Манухин В. П. // Современные вызовы и угрозы развитию Мурманской области: региональный атлас / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2014. - С. 220-227.

РАЗДЕЛ 5: УГРОЗЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В 2011-2012 учебном году 94% обучающихся в 10-11 классах осваивали программы по­ вышенного образовательного уровня, 8,2% — углубленного изучения некоторых дисциплин, 85,8% — профильного обучения. Профильное обучение представлено по восьми направле- ниям: ЪІ социально-гуманитарный — 19,9%; ЪІ социально-экономический — 17%; ЪІ технологический — 12,*%; физико-математический — 14%; а химико-биологический — 12%; филологический — 8%; физико-химический — 14%; Ъі оборонно-спортивный — 1,6%; иные профили — 8,9%. Один процент старшеклассников обучается по индивидуальным образовательным про- граммам профильного обучения. Насколько такой расклад соответствует реальной потреб­ ности рынка труда, сказать сложно, так как учреждения образования не имеют информации о перспективной потребности в кадрах в разрезе специальностей. К сожалению, направления профильного и углубленного обучения школьников орга­ низованы на основе возможностей школы и желания родителей и не всегда соответствуют потребностям в кадрах производственной сферы области. Все более активную целенаправленную работу в начале XXI века по подготовке к вы­ бору профессии в Мурманской области стали вести профессиональные учебные заведения среднего и высшего образования. Идет процесс реструктуризации учреждений профобра­ зования, расширяется перечень специальностей, по которым ведется обучение, изучается потребность в кадрах на предприятиях и в организациях, к планированию развития учебных заведений подключаются бизнес-структуры, учебные заведения все более широко использу­ ют договорную основу подготовки кадров. В 2012 году в целях содействия модернизации профессионального образования, под­ готовки квалифицированных кадров для обеспечения потребности Мурманской области шесть государственных автономных образовательных учреждений начального профессио­ нального образования изменили тип и вид: переведены в государственные автономные об­ разовательные учреждения Мурманской области среднего профессионального образования. Таким образом, все учреждения профессионально образования, подведомственные Мини­ стерству образования и науки Мурманской области, получили возможность реализовывать образовательные программы начального и среднего профессионального образования. Процесс развития среднего профессионального образования в Мурманской области, по мнению Министерства науки образования, сегодня оптимален [6]. К сожалению, этого не видно в системе высшего профессионального образования, реструктуризация вузов еще впереди. Сложность управления процессом формирования у молодежи стремления к самоопре­ делению связана еще и с тем, что подведомственными областному Министерству образова­ ния и науки Мурманской области являлось только 18 государственных учреждений среднего профессионального образования: 17 колледжей и 1 техникум (2012 год). Высшие профессио­ нальные образовательные учреждения являются подведомственными федеральным структу­ рам, в основном Министерству образования и науки Российской Федерации, которое лицен­ зирует, аттестует, аккредитует их, но не всегда учитывает интересы и потребности региона. В настоящее время в области складывается благоприятная ситуация для повышения результативности формирования у молодежи осознанного выбора профессии. Для этого в регионе создана необходимая законодательная и нормативно-правовая база, четко опре­ делены цели и задачи общего и профессионального образования, установлено взаимодей­ ствие образования и производства в решении кадровых проблем. Принята государственная программа развития образования региона. Продолжается процесс модернизации. Прини­ маемые меры позволят создать более результативной и систему выбора профессии [6]. В образовательных учреждениях среднего профессионального образования, подве­ домственных Министерству образования и науки Мурманской области, реализуется обуче­ 225

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz