Манухин, В. П. Формирование осознанного выбора профессии молодыми людьми - ключевая проблема развития кадрового потенциала Заполярного края / Манухин В. П. // Современные вызовы и угрозы развитию Мурманской области: региональный атлас / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2014. - С. 220-227.

СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ РАЗВИТИЮ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АТЛАС Серьезный удар сложившейся системе был нанесен в начале 90-х годов в связи с ли­ берализацией общества. Прежде всего, результат сказался на потере управляемости сложив­ шейся системы подготовки кадров в соответствии с потребностями производства. В области стала ощущаться нехватка кадров в самых различных отраслях. Рост безра­ ботицы, развитие негосударственного сектора экономики потребовали поиска иных форм решения проблемы кадров. Появились центры занятости населения, усилились социальные службы на местах, был принят ряд законов и нормативных актов по минимизации послед­ ствий для людей перемен в экономике и социальной сфере. По существу, была создана но­ вая система трудоустройства, переподготовки и повышения квалификации кадров. Новые задачи пришлось решать и в плане профессиональной ориентации молодежи. Правительство отменило обязательное распределение по рабочим местам выпускников средних и высших учебных заведений, обучение в них стало для многих молодых людей платным. Кадровая политика в области всегда имела свои особенности, отличающие от других регионов России. Кадровые службы и руководители предприятий считали более экономи­ чески выгодным приглашать в области выпускников из других регионов, чем вкладывать средства в организацию учебных заведений на территории области. Важнейшей задачей для органов власти в этих условиях было закрепление приезжих кадров в регионе, адаптация их к жизни и труду в условиях Заполярья. В истории образования области мы находим многократные попытки усовершенство­ вать профессиональную ориентацию местной молодежи, направить ее на осознанный вы­ бор профессии. В 60-е годы прошлого века в школах вводились программы профессиональ­ ного обучения. Вместе с аттестатом о среднем образовании выпускники школы получали документы о приобретенной рабочей профессии. Во всех средних школах создавались ма­ стерские по обработке дерева и металла, кабинеты обслуживающего руда, открывались межшкольные учебные кабинеты (кое-где они и сейчас действуют). На промышленных пред­ приятиях создавались учебные цеха и участки. Ежегодно проводились смотры и конкурсы учебно-материальной базы для производственного обучения, среди учащихся устраивались конкурсы на лучшее овладение мастерством в школе. Неоднократно лучшими по профес­ сиональному обучению школьников признавались Мурманская судоверфь, СРЗ Министер­ ства морского флота, Оленегорский механический завод, Североморский комбинат бытового обслуживания, Кандалакшский механический завод, совхоз «Тулома» и другие. Но, как было признано впоследствии, эффективность такой профессиональной подго­ товки была очень низкой. Придя на производство, выпускники школы должны были доучи­ ваться или переучиваться на предприятиях. Эффективность профессионального обучения школьников была признана на уровне 7-10%. В обоснование приводилось положение о том, что хорошее профессиональное образование возможно только на базе полного общего об­ разования, то есть, сначала — окончание обучения в школе, а потом — профессиональное обучение. В 70-е годы акцент в подготовке обучающихся к выбору профессии был сделан на пропаганде профессий. В школах создавались учебные кабинеты профориентации, педагоги были обязаны знакомить школьников с различными профессиограммами. Актуальной и сложной проблемой в школах области всегда было изучение обучающи­ мися сельскохозяйственного производства. При школах в 50-60-е годы строились теплицы, организовывались пришкольные опытные участки. Заслуживает внимания родившийся в то время опыт работы в летний период лагерей труда и отдыха мурманских школьников на базе колхозов и совхозов южных областей. В 60-70-е годы ежегодно организовывалось до 20-30 таких лагерей, в них школьники знакоми­ лись с сельскохозяйственным производством. В то время опыт работы школ по профессиональной ориентации изучался, обобщался органами управления образованием, освещался в средствах массовой информации. Ежегод­ но проводились областные, городские, районные научно-практические конференции педа­ гогов, слеты юных тружеников. Большие надежды по подготовке школьников к выбору профессии общественность в начале XXI века возлагала на введение предпрофильной подготовки и профильного обу­ чения в школе, углубленного изучения некоторых дисциплин. Процесс этот в области за­ вершен. Но мониторинг учебно-воспитательной работы в системе образования показал, что органам управления есть еще над чем в этом направлении работать. 224

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz