Манухин, В. П. Формирование осознанного выбора профессии молодыми людьми - ключевая проблема развития кадрового потенциала Заполярного края / Манухин В. П. // Современные вызовы и угрозы развитию Мурманской области: региональный атлас / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2014. - С. 220-227.
СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ РАЗВИТИЮ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АТЛАС Серьезный удар сложившейся системе был нанесен в начале 90-х годов в связи с ли берализацией общества. Прежде всего, результат сказался на потере управляемости сложив шейся системы подготовки кадров в соответствии с потребностями производства. В области стала ощущаться нехватка кадров в самых различных отраслях. Рост безра ботицы, развитие негосударственного сектора экономики потребовали поиска иных форм решения проблемы кадров. Появились центры занятости населения, усилились социальные службы на местах, был принят ряд законов и нормативных актов по минимизации послед ствий для людей перемен в экономике и социальной сфере. По существу, была создана но вая система трудоустройства, переподготовки и повышения квалификации кадров. Новые задачи пришлось решать и в плане профессиональной ориентации молодежи. Правительство отменило обязательное распределение по рабочим местам выпускников средних и высших учебных заведений, обучение в них стало для многих молодых людей платным. Кадровая политика в области всегда имела свои особенности, отличающие от других регионов России. Кадровые службы и руководители предприятий считали более экономи чески выгодным приглашать в области выпускников из других регионов, чем вкладывать средства в организацию учебных заведений на территории области. Важнейшей задачей для органов власти в этих условиях было закрепление приезжих кадров в регионе, адаптация их к жизни и труду в условиях Заполярья. В истории образования области мы находим многократные попытки усовершенство вать профессиональную ориентацию местной молодежи, направить ее на осознанный вы бор профессии. В 60-е годы прошлого века в школах вводились программы профессиональ ного обучения. Вместе с аттестатом о среднем образовании выпускники школы получали документы о приобретенной рабочей профессии. Во всех средних школах создавались ма стерские по обработке дерева и металла, кабинеты обслуживающего руда, открывались межшкольные учебные кабинеты (кое-где они и сейчас действуют). На промышленных пред приятиях создавались учебные цеха и участки. Ежегодно проводились смотры и конкурсы учебно-материальной базы для производственного обучения, среди учащихся устраивались конкурсы на лучшее овладение мастерством в школе. Неоднократно лучшими по профес сиональному обучению школьников признавались Мурманская судоверфь, СРЗ Министер ства морского флота, Оленегорский механический завод, Североморский комбинат бытового обслуживания, Кандалакшский механический завод, совхоз «Тулома» и другие. Но, как было признано впоследствии, эффективность такой профессиональной подго товки была очень низкой. Придя на производство, выпускники школы должны были доучи ваться или переучиваться на предприятиях. Эффективность профессионального обучения школьников была признана на уровне 7-10%. В обоснование приводилось положение о том, что хорошее профессиональное образование возможно только на базе полного общего об разования, то есть, сначала — окончание обучения в школе, а потом — профессиональное обучение. В 70-е годы акцент в подготовке обучающихся к выбору профессии был сделан на пропаганде профессий. В школах создавались учебные кабинеты профориентации, педагоги были обязаны знакомить школьников с различными профессиограммами. Актуальной и сложной проблемой в школах области всегда было изучение обучающи мися сельскохозяйственного производства. При школах в 50-60-е годы строились теплицы, организовывались пришкольные опытные участки. Заслуживает внимания родившийся в то время опыт работы в летний период лагерей труда и отдыха мурманских школьников на базе колхозов и совхозов южных областей. В 60-70-е годы ежегодно организовывалось до 20-30 таких лагерей, в них школьники знакоми лись с сельскохозяйственным производством. В то время опыт работы школ по профессиональной ориентации изучался, обобщался органами управления образованием, освещался в средствах массовой информации. Ежегод но проводились областные, городские, районные научно-практические конференции педа гогов, слеты юных тружеников. Большие надежды по подготовке школьников к выбору профессии общественность в начале XXI века возлагала на введение предпрофильной подготовки и профильного обу чения в школе, углубленного изучения некоторых дисциплин. Процесс этот в области за вершен. Но мониторинг учебно-воспитательной работы в системе образования показал, что органам управления есть еще над чем в этом направлении работать. 224
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz