Манухин, В. П. Формирование осознанного выбора профессии молодыми людьми - ключевая проблема развития кадрового потенциала Заполярного края / Манухин В. П. // Современные вызовы и угрозы развитию Мурманской области: региональный атлас / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2014. - С. 220-227.

РАЗДЕЛ 5: УГРОЗЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ трудовой деятельности как педагогическую, психолого-педагогическую, информационно­ педагогическую, организационно-педагогическую системы. Методологической основой этой работы является системно-деятельностный подход. На практике он должен быть представлен в комплексной межведомственной программе действий различных субъектов кадровой политики, которые занимаются профессиональной ориентацией и профессиональным устройством подрастающего поколения с учетом реаль­ ной потребности в кадрах экономики и социальной сферы [7]. Система подготовки кадров в Мурманской области сравнительно молода. Она форми­ ровалась постепенно и долго, в ней отразилась история производства, культуры и образо­ вания на Кольском полуострове. В ней наблюдались подъемы и спады, что связано с разви­ тием производственных мощностей и открытием новых предприятий. В Кольском Заполярье пока нет классического университета, а именно они в регионах определяют кадровую политику властей. Роль его в Мурманской области взяли на себя сла­ бые и мелкие, не связанные друг с другом, разобщенные и плохо управляемые местными властями образовательные организации. Дальнейшее повышение результативности в ориентации молодежи на профессиональ­ ную деятельность в перспективных для Кольского севера отраслях будет зависеть от соз­ дания прогнозируемых промышленных кластеров, предлагаемых профессорами МГТУ А.М. Ершовым и Р.И. Трипольским [4]. В организации работы по формированию молодыми людьми осознанного выбора про­ фессии в области имеется ряд трудностей. ЪІ Неоднозначное понимание и толкование в обществе целей и задач в профессиональ­ ной ориентации молодежи с учетом ситуации, сложившейся в экономике области в настоящее время. Несовершенство управления системой подготовки кадров в области. Разрыв в содержании общего и профессионального образования. ЪІ Несоответствие в наборе специальностей и профессий, должностей, пропагандируе­ мых в средствах массовой информации, реальной потребности в кадрах на предприя­ тиях и в организациях области. ЪІ Несоответствие предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе реаль­ ной потребности профессиональной направленности в кадрах региона. ЪІ Негибкость системы профессиональной ориентации молодежи в связи с меняющимся положением в экономике и социальной системе, демографической ситуации. Отсутствие в школах и профессиональных образовательных учреждениях реальной потребности в кадрах на ближайшую и дальнюю перспективу. ЪІ Отсутствие профессиограмм по перспективным и новым специальностям. Отсутствие в структуре среднего и высшего профессионального образования области образовательных организаций, готовящих специалистов по новым, перспективным и востребованным специальностям, появляющимся в связи с модернизацией социально- экономической сферы. ЪІ Несовершенство организации изучения иностранных языков в образовательных орга­ низациях общего и профессионального образования. Крайне малочисленна сеть учреждений дополнительного образования детей естественно-технической направленности, а также отсутствие в общеобразовательных школах (а они обязаны, по новому Закону «Об образовании в РФ», осуществлять и до­ полнительное образование) учебных мастерских, кабинетов, лабораторий, любитель­ ских объединений, клубов и т. п. В области только несколько десятков школьников занимаются судомоделизмом, авиа- и автомоделизмом, опытнической, юннатской дея­ тельностью, конструированием и другими. «Интересы отдельных социальных групп молодежи находятся в противоречии со сло­ жившимися социальными условиями и социально-экономическими возможностями региона, что влияет на эффективность формирования трудового потенциала молодежи, так и на его реализацию. Молодежь в целом не настроена по отношению к деятельности властных струк­ тур, у нее слабые навыки самоуправления. Не более 70% молодых считают себя патриотами своей страны» [1]. 221

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz