Манухин, В. П. Формирование осознанного выбора профессии молодыми людьми - ключевая проблема развития кадрового потенциала Заполярного края / Манухин В. П. // Современные вызовы и угрозы развитию Мурманской области: региональный атлас / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2014. - С. 220-227.

СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ РАЗВИТИЮ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АТЛАС МАНУХИН В.П. ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ МОЛОДЫМИ ЛЮДЬМИ — КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ЗАПОЛЯРНОГО КРАЯ Обеспечение кадрами Мурманского региона осуществляется, во-первых, путем профес­ сиональной ориентации местной молодежи, предоставления молодым людям права выбора своего жизненного пути; во-вторых, путем профессиональной подготовки (профессиональ­ ного обучения) в образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки; в-третьих, путем предоставления работающим возможности социально- бытового устройства жизни, содействия адаптации устроившихся на работу в трудовых кол­ лективах северян и социально-культурной среде. Одним из результатов всей этой деятель­ ности является, прежде всего, осознанный выбор человеком профессии. Формирование у молодежи осознанного выбора профессии является ключевой про­ блемой в обеспечении необходимыми кадрами социально-экономического развития Коль­ ского Заполярья. Включение юношей и девушек, проживающих в Мурманской области, в трудовую деятельность всегда было главной заботой не только семьи, индивида, но и го­ сударства. В этих целях в обществе создавались различные организационные институты. Большие надежды в решении кадровых вопросов всегда возлагались на систему образова­ ния. В связи с происходящими изменениями в обществе, с развитием научно-технического прогресса роль образования в формировании человеческих ресурсов в нашем крае резко возрастает. Большие надежды в обществе связывают с модернизацией системы общего и профессионального образования. Система образования относится сегодня к одному из важ­ нейших факторов, обеспечивающих развитие культуры и экономики, улучшении жизни лю­ дей, обеспечивающих безопасность государства. Профессиональное самоопределение мы рассматриваем как один из важнейших эле­ ментов системы социализации личности. Общеобразовательные школы непосредственно пытаются обеспечивать целенаправленную деятельность молодежи в этом направлении. Деятельность школ и профессиональных учебных заведений проходит в тесном взаимодей­ ствии со службами занятости населения (трудоустройства, поиска работы, информирования населения). Социальные службы уточняют, корректируют, конкретизируют деятельность об­ разования, обеспечивают образовательные учреждения необходимой информацией и т. д. Большие надежды в успешном профессиональном самоопределении молодежи в об­ ществе возлагают на предпрофильную подготовку и профильное обучение в общеобразо­ вательной школе. По данным министерства образования и науки Мурманской области, 94% школьников уже осваивают учебные программы профильного образования. Школы накопили богатый опыт профессиональной ориентации. Заслуживает внимания опыт работы в этом направлении в гимназиях и лицеях Мурманска, Мончегорска, Кировска, Североморска и других образований. Далеко за пределами области известен опыт кадет­ ских классов и школ, политехнического лицея, гимназии №4 г. Мурманска. Выпускники этих образовательных учреждений, как правило, продолжают обучение по избранному в школе профилю [8]. Основную решающую роль в выборе человеком профессии, по мнению ученых, игра­ ют интересы, склонности, здоровье индивида, которые формируются родителями, и в про­ цессе целенаправленного организованного обучения. Формирование осознанного выбора профессии мы рассматриваем, прежде всего, в контексте системы подготовки молодежи к 220

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz