Манухин, В. П. Проблемы развития системы образования в Мурманской области / Манухин В. П. // Современные вызовы и угрозы развитию Мурманской области: региональный атлас / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск , 2014. - С. 149-163.

РАЗДЕЛ 4: УГРОЗЫ РАЗВИТИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ тивных вузов попали Международный институт бизнес-планирования, филиалы столичной финансово-гуманитарной академии, Петербургских госуниверситета путей сообщения, уни­ верситета Государственной противопожарной службы МЧС, гуманитарного университета профсоюзов, юридического института, а также госуниверситета морского и речного флота имени адмирала Макарова (Вечерний Мурманск, 05.02.2014). Особенностью региона является отсутствие в нем классического университета, его функции выполняют названные выше государственные вузы и частично организационные усилия правительства области. Существующая система высшего профессионального образования не обеспечивает пер­ спективное развитие экономики области. «В тоже время, как пишут профессора МГТУ — А.М. Ершов и Р.И. Трипольский — экономика Мурманской области стоит на старте реализации двух крупнейших, даже по мировым меркам проектов развития Мурманского транспортного узла и освоения Штокманского газоконденсантного месторождения. Не стоит забывать ещё о том, что Мурманск — ворота Арктики. Освоение месторождений углеводородного сырья Баренце­ во моря и Арктического шельфа, возрождение Северного морского пути как удобной транс­ портной артерии в XXI веке стало предметом соперничества многих государств» [1]. Для решения этой глобальной задачи существующая система подготовки кадров в об­ ласти не готова. Об этом на разных уровнях заявляют экономисты, политики, руководители кадровых служб подразделений и организаций [3, с. 8]. Необходимо политику в системе профессионального образования вести в соответ­ ствии с развитием социально-экономического развития региона. В программе развития об­ разования, утвержденной правительством области предусмотрено развитие полной систе­ мы подготовки кадров среднего профессионального образования, не предусмотрены меры по развитию высшего образования. Предложены к рассмотрению несколько предложений специалистов, которые могут быть положены в основу программы развития высшего образования. Принципиальные изменения в системе профессионального образования, происходят в следующих направлениях: ЪІ обновление структуры, содержания и технологий реализации образовательных про­ грамм; интеграция начального и среднего профессионального образования; ЪІ внедрение системы сертификации профессиональных квалификаций; улучшение кадрового состава образовательных организаций. Начиная с 2004 года в Мурманской области проводится работа по укрупнению (объе­ динению) образовательных организаций, с 2006 по 2012 год проведена работа по созданию государственных областных профессиональных образовательных организаций, реализующих программы начального и среднего профессионального образования. В настоящее время в регионе из 20 государственных областных профессиональных образовательных организа­ ций 14 реализуют программы начального и среднего профессионального образования [3]. В области активно создаются условия для развития среднего профессионального об­ разования и обеспечение координации деятельности государственных областных професси­ ональных образовательных организаций Мурманской области, отраслевых исполнительных органов государственной власти и работодателей. По кластерному принципу сформирована сеть средних базовых профессиональных образовательных организаций, оборудованных в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов профессионально­ го образования. Продолжается работа по созданию центров сертификации профессиональ­ ных квалификаций и центров содействия трудоустройству выпускников, в рамках которых формируется система внешней независимой системы оценки качества среднего профессио­ нального образования. Важнейшей задачей в настоящее время является модернизация содержания и техно­ логий профессионального образования, обеспечение соответствий требованиям современ­ ной экономики и изменяющимся запросам населения [4]. Для решения данной задачи ведется работа по укреплению материально-технической базы профессиональных образовательных организаций. На базе трёх организаций созданы многофункциональные центры прикладных квалификаций в качестве их структурных подраз­ 155

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz