Манухин, В. П. Проблемы развития системы образования в Мурманской области / Манухин В. П. // Современные вызовы и угрозы развитию Мурманской области: региональный атлас / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск , 2014. - С. 149-163.

СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ РАЗВИТИЮ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АТЛАС Остается высокая степень изношенности основных фондов. Низкий уровень охвата детей горячим питанием. В области горячее питание получают 83,9% школьников, в Россий­ ской Федерации 88% [1]. Не обеспечена информационная открытость результатов деятельности региональной системы образования. Слабость обратной связи является барьером для развития конкурен­ ции, повышения эффективности и доступности образовательных услуг. Не до конца решены вопросы повышения качества педагогических кадров. 24,1% учи­ телей, получили высшую квалификационную категорию и подтвердили соответствия должно­ сти. 80% учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошли повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федераль­ ными государственными образовательными стандартами. В финансовой сфере образования многое за последнее время изменилось, на ряд по­ ложений необходимо усовершенствование. Среднемесячная заработная плата в 2013 году составила у педагогов дошкольных учреждений 30873 тыс.руб., у учителей школ — 41903 тыс.руб., у педагогов дополнительно­ го образования — 30584 тыс.руб., у преподавателей и мастеров производственного обуче­ ния — 35812 тыс.руб. Средний размер родительской платы за детский сад по области составляет в месяц 1902 руб. Наиболее высокая плата в Ковдорском районе — 2470 руб.. в г. Полярные Зори — 2118 руб., в ЗАТО Островной — 2402 руб., ЗАТО Александровск — 2262 руб., в Кольском районе — 2231 руб., г. Оленегорске — 2053 руб. Оптимистический взгляд на дальнейшее развитие региональной системы образования и повышение в целом его уровня складывается на основе анализа активности деятельности, в последнее время, региональных и местных органов власти, изменения отношений в об­ разовательной сфере [7]. Многое будет зависеть от выполнения принятой правительством региона, областной государственной программы и других нормативных актов, определяющих стратегию разви­ тия образования. Конкретные меры, которые являются приоритетными в сфере образования, изложены в 5 целевых срочно-долгосрочных программ: развитие профессионального образования; развитие дошкольного, общего и дополнительного образования; развитие современной инфраструктуры системы образования Мурманской области; Ъі обеспечение реализации государственной программы; Ъі вовлечение молодежи в социальную практику [16]. Правительство области в сфере образования в среднесрочный период поставило цель — формирование и развитие современной модели образования, направленной на по­ вышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям иннова­ ционного развития экономики, потребностям населения. Приоритетными задачами в сфере общего образования региона являются: завершение первого этапа и подготовка к внедрению ФГОС в общем образовании в области, реализация программ профильного обучения, обучение по индивидуальным образовательным програм­ мам, организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, увеличение числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающимся по дополнительным образовательным программам до 70%. В развитии региональной системы образования возможны риски, которые могут по­ влиять на темпы и сроки реализации, проводимых усовершенствований и внедрения ново­ введений в практику, чего не всегда удается предусмотреть в этой сложной деятельности. Механизм их предупреждения и минимизации негативного влияния на сферу образования предусматривается в политике органов управления образованием. Так, в государственной программе Мурманской области «Развитие образования», утвержденной Правительством Мурманской области от 30.09.2013 г. №568-пп говорится, что «при реализации программы возможны внешние риски: 152

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz