Манухин, В. П. Проблемы развития системы образования в Мурманской области / Манухин В. П. // Современные вызовы и угрозы развитию Мурманской области: региональный атлас / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск , 2014. - С. 149-163.
РАЗДЕЛ 4: УГРОЗЫ РАЗВИТИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ 96,2% общеобразовательных организаций, имеющих компьютерные классы в основе не ме нее 7 ПК, работающих в единой ЛВС с широкополосным доступом в интернет, 76,3% учебных кабинетов подключены к сети интернет. Модернизация единых локальных вычислительных сетей в школах позволяет соз дать единое информационное пространство образовательных организаций, обеспечить ведение каждым учителем электронных журналов и дневников, эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе, автоматизи ровать управленческую деятельность в организациях. Высокое насыщение образовательных организаций современными средствами ин форматизации, позволило применять эффективные модели внедрения информационно коммуникационных технологий в образовательный процесс, повысилось качество интернет- услуг. Однако имеющихся скоростей недостаточно для широкого внедрения электронных образовательных ресурсов, автоматизированных информационных систем, развития дис танционного образования. Работа в данном направлении продолжается. В области улучшены условия для творческого и интеллектуального развития детей во внеурочное время. Общий охват детей в организациях дополнительного образования сферы общего образования составляет 62,8% от общей численности детей Мурманской области в возрасте от 5 до 18 лет. Поставлена задача усиления образовательных организаций в вос питании, формировании социальных компетенций и гражданских установок обучающихся. В области постепенно сокращается численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2008 году было 532, в 2010 — 4961, в 2012 — 4661. Увеличивается доля детей, воспитывающих в замещающих семьях, в 2008 году их было 72,8%, в 2010 — 79%, в 2012 — 81,9%, число воспитанников, воспитывающихся в детских домах сокращается; 2008 году было 580 воспитанников, в 2010 — 382, в 2012 — 278. Позитивные изменения в системе образования региона имеется еще ряд проблем, ко торые ждут своего изменения. Одним из них как наследство прошлого, другие — порожде ние неоперативного в наше время решение новых проблем, возникающих в ходе социально- экономического развития региона [4]. По-прежнему сохраняется напряженность обеспечения местами в дошкольных учреж дениях, в г. Североморске (недостает 359 мест), в г.Апатиты (68 мест), в г.Мурманске (115 мест), в ЗАТО Заозерск (64 мест), в ЗАТО Североморск (559 мест), ЗАТО Александровск (301 место), в Печенгском районе (367 мест) [1]. Существует разрыв в качестве образовательных результатов между образовательны ми организациями, работающих в разных социальных условиях. Необходимо формирование компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике, что требует введение деятельностных (проектных, исследовательских) образовательных технологий и развития профильного образования, особенно в области естественных наук и технологии. Ниже среднего областного показателя в г. Апатиты, г. Мончегорске, г. Полярные Зори, Ковдорский p-он, ЗАТО Заозерск, г. Кировск, Кандалакшский p-он, ЗАТО Островной, Ловозер- ский р-он [1]. Важным фактором, неблагоприятно влияющим на качество образования в области, яв ляется состояние кадрового потенциала на всех его уровнях. Выражен он возрастном дис балансе в общем образовании: доля учителей пенсионного возраста в среднем по России составляет 18%, в Мурманской области — 37%. Медленно происходит обновление педаго гического корпуса. Доля учителей в возрасте до 30 лет в Мурманской области — 10% (в РФ — 13%). Не решены вопросы профильного обучения в 10-11 классах в ЗАТО Александровск, г. Мончегорск, Ковдорский p-он, г. Североморск, г. Апатиты, ЗАТО Заозерск, ЗАТО Островной, Ловозерский р-он. Структура профильного обучения в общеобразовательных школах не соответствует структуре потребностей в кадрах экономики и социальной сферы в области. Так по физико химическому профилю обучение занимает 8,3%, оборонно-спортивному 1,62%, технологиче скому — 6,9% [4]. Дополнительным образованием занимается только 62,8%, школьным в 66 учреждени ях дополнительного образования. А на базе школ программы дополнительного образования осваивают всего лишь 2 тыс. школьников. 151
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz