Манухин, В. П. Проблемы развития системы образования в Мурманской области / Манухин В. П. // Современные вызовы и угрозы развитию Мурманской области: региональный атлас / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск , 2014. - С. 149-163.
РАЗДЕЛ 4: УГРОЗЫ РАЗВИТИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ На территории Мурманской области должно стать создание в ней соответствующих промышленных кластеров, подчиненных целям развития рационального недропользования на Кольском полуострове и освоения морских минеральных, энергетических и рыбопро мысловых ресурсов в Арктике. При создании кластера необходимо учитывать следующие факторы: направления экономической деятельности региона (соотношение сферы производ ства, сферы услуг, сельского хозяйства и высоких технологий); ЪІ географическое положение региона и его население (соотношение городского и сель ского населения) демографические факторы; ЪІ концентрация научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и их качество; объем научных исследований и разработок, проводимых научно-исследовательскими институтами и вузами, источники средств на них (соотношение государственных и частных); ЪІ тематика научных исследований и разработок; Ъ) тип высокотехнологической деятельности (соотношение исследований с непредска зуемым результатом и более прикладных, целевых исследований). Важным принципом при создании кластеров является зонирование региона с позиции оценки типов экономической активности отдельных его территорий и сосредоточения на них научно-исследовательских институтов и вузов. Если следовать этому принципу и учиты вать перечисленные выше факторов, то вряд ли могут возникнуть сомнения, что на терри тории Мурманской области могут быть созданы, по крайне мере, два кластера, связанные с изменением целевых ориентиров и стратегических программ развития экономики региона: один — на территории города Мурманска (назовем его условно «ресурсно-транспортный»), другой — в Кировско-Апатитском районе Мурманской области, («ресурсно-научный»), на территории которого находятся не только крупнейшие горнодобывающие и металлургиче ские предприятия, но и наряду с КФ ПетрГУ и филиалом Санкт-Петербургского инженерно экономического университета, расположены институты Кольского научного Центра РАН. В то же время следует заметить, что любой вариант создания кластеров и связанный с ним ва риант модернизации структуры высших учебных заведений на территории Мурманской об ласти, на наш взгляд, может быть успешным только при проведении осмысленной кластер ной политики исполнительной и законодательной властями региона. Они не только должны выступить в роли инициаторов создания таких кластеров, но и обеспечить формирование благоприятных условий для их развития, включающих: ЪІ повышение эффективности системы профессионального образования, в том числе че рез оптимизацию ее структуры; содействие развитию сотрудничества между преподавателями, образовательными ор ганизациями и научно-исследовательскими институтами; осуществление целевых инвестиций в развитие образовательных и научно- исследовательских институтов; ЪІ осуществление целевых инвестиций в развитие инженерной и транспортной инфра структуры, жилищное строительство, реализуемое с учетом задач развития класте ров; ЪІ предоставление налоговых льгот в соответствии с действующим законодательством. ЪІ снижение административных барьеров. В целях осуществления кластерной политики представляется необходимым создать при Правительстве региона Фонд науки, технологий и инноваций, который имел бы воз можность представлять гранты для содействия экономическому росту и развитию в области науки, технологии и инновации, а также коммерциализации научных и иных инноваций в регионе. Данный фонд должен иметь возможность представлять венчурный капитал ком мерческим предприятиям и образовательным организациям. В то же время вузы региона для развития компаний, связанных с ними, и привлечения инвесторов из частного секто ра должны получить законодательную возможность для создания собственных венчурных 159
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz