Манухин, В. П. Проблемы развития системы образования в Мурманской области / Манухин В. П. // Современные вызовы и угрозы развитию Мурманской области: региональный атлас / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск , 2014. - С. 149-163.

СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ РАЗВИТИЮ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АТЛАС территории региона крупных промышленных предприятий. В рамках деятельности центров сертификации профессиональных квалификаций и центров содействия трудоустройству вы­ пускников будет развиваться система независимой оценки качества выпускников профес­ сиональных образовательных организаций Мурманской области. В регионе создаются условия для реализации права педагогических работников и ру­ ководителей образовательных организаций на повышение квалификации один раз в три года. На базе Мурманского областного института повышения квалификации работников об­ разования и культуры реализуются программы переподготовки и повышения квалификации с целью повышения профессионального уровня педагогических и управленческих кадров системы образования. Для решения задач развития и модернизации системы образования Мурманской об­ ласти особое внимание будет уделяться обеспечению подготовки, переподготовки и повы­ шения квалификации педагогических кадров, в особенности: информационным технологиям и образовательным ресурсам нового поколения; повышению квалификации преподавателей дисциплин, ориентированных на подго­ товку кадров для высокотехнологичных отраслей экономики; внедрение нормативного подушевого финансирования,, использование потенциала негосударственных организаций для выполнения государственного задания; совершенствование моделей управления профессиональными образовательными ор­ ганизациями, формирование резерва управленческих кадров и реализация программ развития участников резерва. Долгосрочным приоритетом становится пересмотр структуры, содержания и техноло­ гий реализации образовательных программ с учетом требований работодателей, студентов, а также с учетом прогноза рынка труда и социально-культурного и экономического раз­ вития. Разрабатываются гибкие учетные программы с разными сроками обучения. Для их реализации необходимо обеспечивать взаимовыгодное сотрудничество профессиональных образовательных организаций и работодателей путем разработки гибких учебных планов, изменяющихся с учетом требований работодателей. Основными конкурентами вузов Мурманской области являются не другие вузы России, а университеты и университетские колледжи Финляндии и Норвегии, которые в последнее время стали осуществлять целенаправленную политику по привлечению на обучение вы­ пускников школ региона. Одновременно данные университеты и колледжи все более ак­ тивно обсуждают возможность создания своих подразделений на территории Мурманской области [1]. Предполагается, что в профессиональном обучении все больше место будет занимать дистанционное образование. Это наиболее профессиональная форма обучения. Опыт приме­ нения дистанционного обучения показал Полярный институт. В нем прошли курсы повышения квалификации сотрудники компаний из разных регионов России: Москва, Санкт-Петербург, Во­ логда, Калининград, Воронеж, Ульяновск, Череповец, Иркутск, Ханты-Мансийск и др. Очень важно участие обучающихся в веб-семинарах, онлайн-трансляции лекций наши­ ми уважаемыми преподавателями, использование электронных библиотек — создают уни­ кальную среду обучения, доступную широкой аудитории. В работе со студентами при этом следует исходить из следующих принципов: 2УІ доступность, эффективность, дифференцированность; привлечение к работе опытных преподавателей, с высоким уровнем компетенции в области строительства и проектирования; ЪІ возможность обучения без отрыва от работы; ЪІі удобный режим: обучение в любое время и в любом месте; интерактивность и ориентированность на практику; ЪІ возможность доступа к базам данных действующих нормативных документов; участие в веб-конференциях с ведущими экспертами в ранее заявленных областях. Более активная и целенаправленная деятельность необходима по проектированию развития системы высшего профессионального образования [1]. 158

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz