Манухин, В. П. Становление и развитие системы демократического, государственно-общественного характера управления общеобразовательными учреждениями / В. П. Манухин //Совершенствование государственно-общественного управления образованием : учебное пособие для управленческих кадров / Ком. по образованию Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования и культуры, Нац. упр. образования Финляндии, Муницип. федерация образования Рованиеми. – Мурманск, 2007. - С. 21-30.

вращении школы из привычной патерналистской автократической системы в систему, использующую ключевые схемы гражданского общества. Можно быть уверенным, что в перспективе предполагаемые изменения в структуре управления дадут системный позитивный эффект в экономиче­ ском состоянии школы и собственно в структуре, содержании и результатив­ ности школьного образования, в том числе его гражданско-воспитательного аспекта. Последнее особенно принципиально. Расширение общественного участия в управлении школой, с одной стороны, есть «цель в себе», ибо лю­ бой рост начал самоуправления и снижение уровня отчуждения в большой общественной системе есть благо само по себе. Но с другой стороны, это есть и средство повышения эффективности школьного образования. Руководители образовательных учреждений в самых разных странах мира приходят к пони­ манию необходимости значительного расширения общественного (в первую очередь родительского) участия в управлении школами. Простое увеличение количества у школы органов общественного управления (советов, комиссий) без наделения их властными полномочиями от имени общества не даст пока ожидаемых результатов. Необходимо постепенно повышать ответственность общества за обу­ чение и воспитание детей, делать процесс обучения и воспитания общена­ родным делом, а школу школой гражданского общества, постепенно уходить от чисто государственной системы. Литература 1. Бочкарев В.И. Социально-педагогические основы школьного самоуправ­ ления. - М.: МАСШС, 1997. - 258 с. 2. Бочкарев В.И., Кузнецов А.И., Опалихин В.М. Демократическое государ­ ственное управление общеобразовательным учреждением. - М.: тип. ИОСО РАО, 2003.-63 с. 3. Вифлиемский А.Б. Экономика образования: Учеб. пособие в 2 кн. Книга 2. - М.: Народное образование, 2003. - 384 с. 4. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. - М.: Издатель­ ство «Совершенство». - 1998. - 608 с. 5. Государственно-общественное управление общим образованием: теория и практика. Материалы международной научно-практической конференции. / Отв. ред. д.п.н. В.И. Бочкарев. - М.: МАСШС, 2002. - 150 с. 6. Дин Н.Ф. Государственно-общественное управление образовательным учреждением // Н.Ф. Дин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 320 с. 7. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы. 8. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами: Пособие. - Нов­ город, 1998. - с. 90. 9. Научно-методические основы демократического управления муници­ пальной образовательной системой: Научно-методическое пособие. - М.: тип. ИОСО РАО, 2005.- 120 с. ГЛАВА I. Развитие государственно-общественного управления образованием в России иМурманской области 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz