Манухин, В. П. Становление и развитие системы демократического, государственно-общественного характера управления общеобразовательными учреждениями / В. П. Манухин //Совершенствование государственно-общественного управления образованием : учебное пособие для управленческих кадров / Ком. по образованию Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования и культуры, Нац. упр. образования Финляндии, Муницип. федерация образования Рованиеми. – Мурманск, 2007. - С. 21-30.
нием и законодательными и исполнительными органами местного само управления. Пока не созданы необходимые условия для развития независимых форм оценки качества образования, а также механизмов определения, под держки и распространения инновационной образовательной деятельности. Опыт последних лет показал, что эффективное функционирование ме ханизма государственно-общественного управления образованием на всех уровнях возможно лишь в случае формирования новых договорных отноше ний между органами государственного, местного самоуправления и общест венными организациями и объединениями. Договорные отношения в сфере управления образованием развиваются медленно. Так, договоры школ с ро дителями, обучающимися есть далеко не у всех, в ряде случаев они носят формальный характер. Далеки от совершенства договоры учредителей с ди ректорами школ, учредителей с образовательными учреждениями. Реализация идеи демократизации и гуманизации системы образования определяет дальнейшее совершенствование управления образовательными учреждениями по пути наделения полномочиями в воспитании подрастаю щего поколения всех граждан России, семьи, родительской общественности, федеральных и региональных институтов государственной власти, органов местного самоуправления, профессионально-педагогического сообщества, научных, культурных, коммерческих и общественных институтов. Система образования должна быть сферой взаимодействия интересов государства и общества в лице их институтов и граждан. В построении структуры управ ления образованием необходимо заложить реальные возможности влиять на функционирование и развитие системы образования, но вместе с тем нести свою долю ответственности за создание условий, необходимых для выпол нения системой образования своих социальных и образовательных функций. Перед органами управления образованием в Законе «Об образовании Мурманской области» поставлена задача превращения системы образования в привлекательную и открытую сферу для инвестиций. В обеспечении инве стиционной привлекательности системы образования важную роль должно сыграть участие общественности в управлении образованием, независимая (общественная) оценка качества образования, средства массовой информа ции, рекламные агентства и т.д. В заключение следует отметить, что построение и развитие системы де мократического, государственно-общественного характера управления в сфере образования - масштабный проект, который должен осуществляться по этапно, в котором должен быть и эксперимент, и свой сетевой график на не сколько лет, и огромная по своим объемам работа по повышению квалифика ции директоров школ, муниципальных управленцев и, в этом особенность, той категории людей, которую можно назвать «общественные управляющие». По сути, речь идет о перераспределении власти в школьной системе и о пре ГЛАВА I. Развитие государственно-общественного управления образованием в России иМурманской области 28
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz