Манухин, В. П. Становление и развитие системы демократического, государственно-общественного характера управления общеобразовательными учреждениями / В. П. Манухин //Совершенствование государственно-общественного управления образованием : учебное пособие для управленческих кадров / Ком. по образованию Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования и культуры, Нац. упр. образования Финляндии, Муницип. федерация образования Рованиеми. – Мурманск, 2007. - С. 21-30.

нием и законодательными и исполнительными органами местного само­ управления. Пока не созданы необходимые условия для развития независимых форм оценки качества образования, а также механизмов определения, под­ держки и распространения инновационной образовательной деятельности. Опыт последних лет показал, что эффективное функционирование ме­ ханизма государственно-общественного управления образованием на всех уровнях возможно лишь в случае формирования новых договорных отноше­ ний между органами государственного, местного самоуправления и общест­ венными организациями и объединениями. Договорные отношения в сфере управления образованием развиваются медленно. Так, договоры школ с ро­ дителями, обучающимися есть далеко не у всех, в ряде случаев они носят формальный характер. Далеки от совершенства договоры учредителей с ди­ ректорами школ, учредителей с образовательными учреждениями. Реализация идеи демократизации и гуманизации системы образования определяет дальнейшее совершенствование управления образовательными учреждениями по пути наделения полномочиями в воспитании подрастаю­ щего поколения всех граждан России, семьи, родительской общественности, федеральных и региональных институтов государственной власти, органов местного самоуправления, профессионально-педагогического сообщества, научных, культурных, коммерческих и общественных институтов. Система образования должна быть сферой взаимодействия интересов государства и общества в лице их институтов и граждан. В построении структуры управ­ ления образованием необходимо заложить реальные возможности влиять на функционирование и развитие системы образования, но вместе с тем нести свою долю ответственности за создание условий, необходимых для выпол­ нения системой образования своих социальных и образовательных функций. Перед органами управления образованием в Законе «Об образовании Мурманской области» поставлена задача превращения системы образования в привлекательную и открытую сферу для инвестиций. В обеспечении инве­ стиционной привлекательности системы образования важную роль должно сыграть участие общественности в управлении образованием, независимая (общественная) оценка качества образования, средства массовой информа­ ции, рекламные агентства и т.д. В заключение следует отметить, что построение и развитие системы де­ мократического, государственно-общественного характера управления в сфере образования - масштабный проект, который должен осуществляться по­ этапно, в котором должен быть и эксперимент, и свой сетевой график на не­ сколько лет, и огромная по своим объемам работа по повышению квалифика­ ции директоров школ, муниципальных управленцев и, в этом особенность, той категории людей, которую можно назвать «общественные управляющие». По сути, речь идет о перераспределении власти в школьной системе и о пре­ ГЛАВА I. Развитие государственно-общественного управления образованием в России иМурманской области 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz