Манухин, В. П. Становление и развитие системы демократического, государственно-общественного характера управления общеобразовательными учреждениями / В. П. Манухин //Совершенствование государственно-общественного управления образованием : учебное пособие для управленческих кадров / Ком. по образованию Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования и культуры, Нац. упр. образования Финляндии, Муницип. федерация образования Рованиеми. – Мурманск, 2007. - С. 21-30.

го законодательства в странах ЕС. При этом учитываются существующие в каждой стране традиции, привычный уклад жизни, господствующие орга­ низационные структуры. Идея гражданского общества опирается на аналитическое различие общества и государства, не изолируя эти области одна от другой, и открыва­ ет возможность формирования единой политической воли от общества и го­ сударства. Известный специалист в сфере образования немецкий ученый Франк Рюдигер Йах сказал, что «Только граждански понятая школа, в кото­ рой родители и учителя на основе общих убеждений в рамках обязательных для всего общества целевых установок формируют определенную педагоги­ ческую программу, в состоянии соответствовать требованиям образования, ориентированного на ценности и учебные достижения в условиях плюрали­ стического общества». Существует множество взглядов на управление школой в демократи­ ческом обществе на разных этапах его развития. Но не существует единой модели построения управляющей системы в практике. В Мурманской области представлены все известные модели участия педагогических коллективов и родительской общественности в управлении образовательными учреждениями: 1. Административная модель - характеризуется сильным политиче­ ским контролем со стороны административной власти. 2. Профессиональная модель - характеризуется делегированием власти учителям. Она основана на том, что школой должны управлять педагоги, имеющие профессиональную подготовку по управлению детскими и моло­ дежными коллективами, организациями. 3. Родительская модель - в ней родители являются главными и почти единственными людьми, ответственными за образование своих детей, мест­ ные органы власти делегировали свои функции родителям по решению мно­ гих вопросов жизнедеятельности школы. 4. Коллективная модель - она основана на принципе сосуществования в школе различных звеньев власти, представленных тремя главными субъек­ тами (администрацией, учителями, родителями). Такая модель построения управления общеобразовательным учреждением реализуется в гимназии № 10, школе № 45, лицее № 2 г. Мурманска, гимназии № 1 г. Североморска, школе № 2 г. Полярного, Хибинской гимназии г. Кировска, в Енской школе Ковдорского района, в Видяевской школе Кольского района и других. Работа по этой модели уже сегодня дает возможности школе привле­ кать дополнительные финансовые и материально-технические ресурсы. А затем, используя эти ресурсы, постепенно строить вокруг себя действи­ тельно гражданское общество. Тип его устройства - реальная многосубъект- ность общественной, экономической, социальной, культурной и политиче­ ской жизни. Школа становится центром объединения людей и развития ме­ ГЛАВА I. Развитие государственно-общественного управления образованием в России иМурманской области 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz