Манухин, В. П. Становление и развитие системы демократического, государственно-общественного характера управления общеобразовательными учреждениями / В. П. Манухин //Совершенствование государственно-общественного управления образованием : учебное пособие для управленческих кадров / Ком. по образованию Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования и культуры, Нац. упр. образования Финляндии, Муницип. федерация образования Рованиеми. – Мурманск, 2007. - С. 21-30.

как специфический тип общественных отношений; как способ взаимодейст­ вия между социальными группами. Как механизм регулирования общественных отношений социальное партнерство направлено на разрешение ситуаций, связанных с несовпадени­ ем или противоречием интересов различных социальных слоев, групп и классов. В системе образования - это несовпадение интересов педагогов, личности обучающегося, семьи, производства. На уровне школы - это инст­ румент, с помощью которого представители разных групп участников обра­ зовательного процесса, имеющих специфические интересы, достигают кон­ сенсуса, организуют совместную деятельность либо координируют ее в на­ правлении достижения общественного согласия. Социальное партнерство носит практико-ориентированный характер, то есть в учебно-воспитательном процессе возможности родителей в воспи­ тании детей используются в согласовании с действиями педагогов. Социальное партнерство должно строиться на принципах: 1) социальной справедливости и согласования интересов всех участни­ ков процесса воспитания; 2) закрепления отношений партнеров в законодательстве и других актах; 3) ответственности партнеров друг перед другом; 4) добровольности и взаимовыгодное™. Государственно-общественная форма управления школой определяет­ ся как интегрированное взаимодействие администрации школы, учителей, учащихся и их родителей и общественности, нацеленной на инновационное развитие школы, ее гуманизацию и демократизацию. Демократизация в практике школы просматривается в триаде «управ­ ление - соуправление - самоуправление». Совершенствование партнерских отношений школы и общества идет по пути модернизации школы как государственной системы в школу граж­ данского общества. Это будет более высокий уровень демократического управления. Гражданское общество характеризуется тремя существенными признаками: 1) многообразием форм организаций, в которых люди на путях само­ определения могут реализовать свои жизненные интересы; 2) автономией этих организаций, их независимости от власти государ­ ственного центра даже тогда, когда они финансируются государством; 3) готовностью взять на себя решение каких-либо задач, а не спраши­ вать, что может для меня сделать государство. Путь движения системы образования к высшей ступени государствен­ но-общественного управления долгий и должен пройти последовательно не­ сколько этапов. Распространение идеи гражданской школы - более самостоятельной, ответственной, самоуправляемой и автономной - характерно и для школьно­ ГЛАВА I. Развитие государственно-общественного управления образованием в России иМурманской области 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz