Манухин, В. П. Становление и развитие системы демократического, государственно-общественного характера управления общеобразовательными учреждениями / В. П. Манухин //Совершенствование государственно-общественного управления образованием : учебное пособие для управленческих кадров / Ком. по образованию Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования и культуры, Нац. упр. образования Финляндии, Муницип. федерация образования Рованиеми. – Мурманск, 2007. - С. 21-30.

ние, переход от чисто ведомственного (отраслевого) планирования и проек­ тирования развития к комплексному, межведомственному. Все это стало началом, первыми шагами по формированию демократиче­ ской государственно-общественной системы управления, на практике он име­ нуется «расширением общественного участия в управлении образованием». Резко возросло количество общественных органов, участвующих в управлении образовательными учреждениями. Все 80 школ, участвующих в конкурсе инновационных общеобразовательных учреждений, имели управ­ ляющие советы, попечительские советы, профсоюзные комитеты, органы ученического самоуправления, родительские комитеты, во многих действо­ вали советы выпускников, советы общественности микрорайона, возросла роль собраний, конференций участников образовательного процесса, мето­ дических советов, комиссий и объединений, временных творческих объеди­ нений и других. В крупных муниципальных школах, лицеях и гимназиях число граждан, вовлеченных официально в деятельность органов управления школой и не являющихся педагогическими работниками, составляет 100-150 человек и более. Анализируя деятельность государственно-общественных органов управления общеобразовательными школами, следует отметить, что за 2 го­ да расширился круг проблем, рассматриваемых на собраниях и конференци­ ях родителей, общественности микрорайонов, управляющих советах, попе­ чительских советах и родительских комитетах школ. Так во всех школах Мончегорска, Ревдовской школе Ловозерского района, школе № 10 г. Кан­ далакши управляющие советы рассматривали вопросы информатизации учебного процесса. Попечительские советы школ Ковдорского и Печенгско- го районов решали вопросы ремонта и дополнительного финансирования. В школах г. Мурманска с участием общественности решались вопросы о хо­ де реализации программ развития школы, итоги учебного года и задачи школы на будущий учебный год, о бюджете школы, об укреплении здоровья обучающихся, о развитии физической культуры и спорта, об улучшении ра­ боты Школьной библиотеки, о педагогическом просвещении родителей, об организации питания обучающихся и другие. Администрация школ привлекает граждан (в основном родителей учащихся) к решению непростых проблем развития образования. А для этого школа раскрывает перед населением цели, содержание, формы и методы своей деятельности, демонстрирует достижения и успехи, акцентирует вни­ мание на трудностях и проблемах, в решении которых требуется помощь. Идет процесс обращения образовательных учреждений к совести граждан и социальным учреждениям. Школа рекламирует образовательные услуги. Деятельность ее стано­ вится более гласной. Педагоги озабочены престижностью своего образова­ тельного учреждения. По существу идет процесс открытия школы перед об­ ществом. Поэтому этот период демократизации управления школой по праву ГЛАВА I. Развитие государственно-общественного управления образованием в России иМурманской области 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz