Манухин, В. П. Становление и развитие системы демократического, государственно-общественного характера управления общеобразовательными учреждениями / В. П. Манухин //Совершенствование государственно-общественного управления образованием : учебное пособие для управленческих кадров / Ком. по образованию Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования и культуры, Нац. упр. образования Финляндии, Муницип. федерация образования Рованиеми. – Мурманск, 2007. - С. 21-30.
ние, переход от чисто ведомственного (отраслевого) планирования и проек тирования развития к комплексному, межведомственному. Все это стало началом, первыми шагами по формированию демократиче ской государственно-общественной системы управления, на практике он име нуется «расширением общественного участия в управлении образованием». Резко возросло количество общественных органов, участвующих в управлении образовательными учреждениями. Все 80 школ, участвующих в конкурсе инновационных общеобразовательных учреждений, имели управ ляющие советы, попечительские советы, профсоюзные комитеты, органы ученического самоуправления, родительские комитеты, во многих действо вали советы выпускников, советы общественности микрорайона, возросла роль собраний, конференций участников образовательного процесса, мето дических советов, комиссий и объединений, временных творческих объеди нений и других. В крупных муниципальных школах, лицеях и гимназиях число граждан, вовлеченных официально в деятельность органов управления школой и не являющихся педагогическими работниками, составляет 100-150 человек и более. Анализируя деятельность государственно-общественных органов управления общеобразовательными школами, следует отметить, что за 2 го да расширился круг проблем, рассматриваемых на собраниях и конференци ях родителей, общественности микрорайонов, управляющих советах, попе чительских советах и родительских комитетах школ. Так во всех школах Мончегорска, Ревдовской школе Ловозерского района, школе № 10 г. Кан далакши управляющие советы рассматривали вопросы информатизации учебного процесса. Попечительские советы школ Ковдорского и Печенгско- го районов решали вопросы ремонта и дополнительного финансирования. В школах г. Мурманска с участием общественности решались вопросы о хо де реализации программ развития школы, итоги учебного года и задачи школы на будущий учебный год, о бюджете школы, об укреплении здоровья обучающихся, о развитии физической культуры и спорта, об улучшении ра боты Школьной библиотеки, о педагогическом просвещении родителей, об организации питания обучающихся и другие. Администрация школ привлекает граждан (в основном родителей учащихся) к решению непростых проблем развития образования. А для этого школа раскрывает перед населением цели, содержание, формы и методы своей деятельности, демонстрирует достижения и успехи, акцентирует вни мание на трудностях и проблемах, в решении которых требуется помощь. Идет процесс обращения образовательных учреждений к совести граждан и социальным учреждениям. Школа рекламирует образовательные услуги. Деятельность ее стано вится более гласной. Педагоги озабочены престижностью своего образова тельного учреждения. По существу идет процесс открытия школы перед об ществом. Поэтому этот период демократизации управления школой по праву ГЛАВА I. Развитие государственно-общественного управления образованием в России иМурманской области 22
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz