Манухин, В. П. Становление и развитие системы демократического, государственно-общественного характера управления общеобразовательными учреждениями / В. П. Манухин //Совершенствование государственно-общественного управления образованием : учебное пособие для управленческих кадров / Ком. по образованию Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования и культуры, Нац. упр. образования Финляндии, Муницип. федерация образования Рованиеми. – Мурманск, 2007. - С. 21-30.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО, ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ Манухин В.П., профессор кафедры педагогики МГПУ, к.п.н. В педагогической печати, на научно-практических конференциях, в высказываниях руководителей образовательных учреждений, органов управления образованием последнее время все чаще отмечается, что прово­ димая модернизация управления школами не дает пока ожидаемых результа­ тов. Насколько объективна такая оценка показывают итоги конкурсов инно­ вационных общеобразовательных учреждений, проводимых в области по­ следние два года, а также материалы российско-финского проекта «Совер­ шенствование государственно-общественного управления на региональном, муниципальном и институциональном уровнях системы образования Мур­ манской области», организованного комитетом по образованию Мурманской области и органами управления образованием Финляндии. Для анализа сло­ жившейся ситуации в управлении школами использован обширный фактоло­ гический материал, полученный в ходе этих мероприятий. Это позволило выявить некоторые позитивные и негативные явления в построении моделей управления, в содержании управленческой деятельности, в ресурсном обес­ печении управлений, определить пути дальнейшего его совершенствования. Руководители школ, специалисты муниципальных органов управления обра­ зованием, педагоги, проходящие повышение квалификации в Мурманском областном институте повышения квалификации работников образования и культуры отмечают заметные перемены в управлении школами, в отноше­ нии к школе органов государственной власти и общественности. Принципы гуманизма, демократизации и открытости школы, провоз­ глашенные в российском законодательстве, начинают жить, постепенно об­ растают традициями, методиками и новыми технологиями. У нового школь­ ного менеджмента постепенно складываются различные версии ресурсного мышления, способность к стратегическому планированию, стремление про­ гнозировать послезавтрашний день, осознание руководителями зоны ответ­ ственности и готовности к принятию самостоятельных решений. Именно в этих ситуациях открытость, прозрачность, взаимодействие заложенных в системе государственно-общественного соуправления образованием вос­ требованы и являются на самом деле дополнительным ресурсом школы. Управление школами приобретает все более интегративный характер. Инте­ грация в управлении это прежде всего объединение усилий всех участников образовательного процесса государственных и общественных ресурсов. Воз­ растает значимость реализации на практике такого принципа как соуправле- ГЛАВА /. Развитие государственно-общественного управления образованием в России иМурманской области 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz