Манухин, В. П. Самоуправление в образовательном учреждении : учебно-методическое пособие / В. П. Манухин ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 102,[1] с.

ректоров, союзы и ассоциации лицеев, гимназий, профессиональ­ ных лицеев и другие. Система управления, как известно, имеет несколько подсис­ тем. Каждая подсистема действует на определенном уровне: фе­ деральном, региональном, муниципальном и институциональном. На первых трех уровнях управление строится на принципах взаи­ модействия государственных и общественных органов управления. Понятие "самоуправление" употребляется как правило только при­ менительно к управлению образовательным учреждением. Термин "самоуправление" отождествлялся с "общественным", а "государ­ ственный" - с деятельностью администрации. По определению Н. Д. Малахова, "система управления обра­ зованием представляет собой совокупность институтов управле­ ния, связанных друг с другом отношениями субординации (подчи­ нения) или координации"1. На муниципальном уровне государственное управление выра­ жается в деятельности городского (районного) органа управления (администрации). Общественное управление представляют: кон­ ференции общественности района, советы руководителей, советы спонсоров, ассоциаций педагогов, родителей и др. Стремление привлечь к управлению образованием общест­ венность, с ее помощью привлекать дополнительные к бюджетным ассигнованиям денежные средства, искать добровольных помощ­ ников школам в воспитании детей - характерная черта государст­ венных и муниципальных органов управления образованием. Многое зависит от инициативы и деятельности непосредст­ венно руководителей местных органов управления. Формирование и обеспечение деятельности общественных органов управления является важной задачей всей управленческой системы. Это под­ тверждает и Указ Президента РФ "О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений в Российской Федерации" № 1134 от 31 августа 1999 г.: "В целях дальнейшего развития госу­ дарственно-общественных форм управления в сфере образования и дополнительного привлечения внебюджетных финансовых ре­ сурсов для обеспечения деятельности общеобразовательных уч­ реждений постановляю: 1. Считать необходимым создание в государственных и муни­ ципальных образовательных учреждениях попечительских советов, имея в виду установление общественного контроля за использова­ 1Нововведения в муниципальном управлении образованием: Пособие для руково­ дителей и сотрудников муниципальных органов управления образованием // Под ред. Н. Д. Малахова. М. Новая школа, 1997. 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz