Манухин, В. П. Самоуправление в образовательном учреждении : учебно-методическое пособие / В. П. Манухин ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 102,[1] с.

мыслями о том, как каждый из нас представляет себе многогран­ ность жизни детского коллектива... В эти часы вечерних бесед, со­ ветов, раздумий у нас по крупице сложилась большая, на мой взгляд, педагогическая идея, ставшая убеждением нашего педаго­ гического коллектива: детский коллектив лишь тогда становится воспитывающей силой, когда он возвышает каждого человека, утверждает в каждом чувство собственного достоинства, уважения к самому себе"1. Почти в каждом педагогическом коллективе есть неформаль­ ные объединения педагогов. Иногда их деятельность не видна. Но они оказывают существенное влияние на формирование обще­ ственного мнения. Активизируют, стимулируют или тормозят пре­ творение в жизнь отдельных проектов развития учреждения, вы­ полнения приказов и распоряжений руководителя. Неформальные объединения как правило сплоченные группы людей, выражающие единое мнение, имеющие особую позицию. Зачастую они объеди­ няются на основе негативного отношения к действиям администра­ ции. Иногда причиной появления неформальных объединений яв­ ляется неровное отношение руководителя с подчиненными. "Оби­ женные" ищут сочувствия у коллег, выдвигают лидера из своей сферы, который объединяет всех недовольных. По существу они пытаются взять на себя управление в коллективе. Иногда приходится встречаться с объединениями молодых учителей. Администрация подчас своим приказом создает такое объединение и назначает его руководителя. Даже если админист­ рация и не предпринимает шагов по объединению молодых спе­ циалистов, они сами сплачиваются в микрогруппу. В ней начинаю­ щие педагогическую деятельность учителя обмениваются профес­ сиональным опытом, обсуждают инновационные проекты, органи­ зацию педагогических экспериментов, вопросы правовой и соци­ альной защиты педагогов, по-своему комментируют действия ад­ министрации школы и органов управления образованием. Поэтому целесообразно руководителю школы принять меры по организаци­ онному оформлению объединения молодых учителей, определить для него цели, задачи, программу действий, создать условия для его работы, всячески поддерживать его инициативы. ' Сухомлинский В. А. Избр пед. соч. Т. 1. М.: Педагогика,1981. С.101 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz