Манухин, В. П. Самоуправление в образовательном учреждении : учебно-методическое пособие / В. П. Манухин ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 102,[1] с.

ВВЕДЕНИЕ Изменения в системе образования в последнее десятилетие непосредственно связаны с процессом ее демократизации. Многие проблемы, которые приходилось решать в тот период, по-прежнему являются актуальными и требуют пристального внимания педаго­ гической общественности и органов управления образованием. Одной из таких проблем является демократизация управления педагогическими системами. Ключевым вопросом при этом автор предлагаемого методического пособия считает организацию само­ управления на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях с учетом реальной ситуации, сло­ жившейся сегодня в обществе. Предметом рассмотрения в данной работе является самоуправление на уровне образовательного уч­ реждения. Именно здесь педагоги, учащиеся, родители встречают­ ся с практикой реализации основных положений демократизации в сфере образования. Мы полагаем, что уровень демократизации управления опре­ деляется активностью как всего трудового коллектива, так и от­ дельных его членов в управлении деятельностью учреждения. Са­ моуправление как явление в управлении может проявляться, во- первых, как специально организованная руководством учреждения деятельность людей на добровольных началах сверх их основных должностных обязанностей; во-вторых, как стихийно возникающая деятельность инициативного лидера или группы людей без органи­ зационных усилий администрации. В первом случае самоуправление является частью единой системы управления учреждением и направлено на реализацию общих целей. Во втором случае оно не является частью единой системы управления и, как правило, направлено на решение иных задач или тех же задач, но другими путями. Зачастую оно находит ся в оппозиции к администрации учреждения. В работе рассматри­ вается самоуправление как часть единой системы управления об­ разовательным учреждением. На состоянии самоуправления в образовательном учреждении сказались те процессы, которые произошли в жизни нашего обще­ ства. Прекратилась деятельность первичных организаций полити­ ческих партий и движений. Не стало "руководящей и направляю­ щей" роли партийных организаций, объединяющих молодых учите­ лей комсомольских организаций, изменилось содержание работы профсоюзных комитетов. А они во многом брали на себя функции управления коллективом в его основной деятельности - учебно­ 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz