Манухин, В. П. Самоуправление в образовательном учреждении : учебно-методическое пособие / В. П. Манухин ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 102,[1] с.

Подчеркивается важность участия учителей через организа­ ции и иным путем в организациях, направленных на совершенство­ вание образования, и далее говорится, что "администрация и дру­ гие работники, ответственные за различные аспекты образования, должны стремиться устанавливать хорошие отношения с учителя­ ми на условиях полной взаимности". Вопросы участия учителей в управлении образовательным процессом разработаны слабо и в литературе по управлению обра­ зовательным учреждением освещены недостаточно. Участие педа­ гогов в самоуправлении школой авторы публикаций по управлению (М. М. Портнов, В. М. Лизинский, М. В. Кларин, Т. И. Шамова и др.) как правило сводят к работе их только в составе педагогического совета. Перечисляя умения учителя, не указывают управленческие умения, не называют такую важную функцию учителя, как участие в управлении образовательным учреждением. Учитель в системе управления деятельностью школы представлен в основном как объект управления. Детально и подробно авторы рассматривают вопросы "манипулирования" учителем при организации учебно- воспитательного процесса. Включение учителя в систему самоуправления школой начи­ нается с приема его на работу. При приеме на работу администра­ ция учреждения обязана ознакомить работника под расписку со следующими нормативными документами и локальными актами: - уставом школы; - положением о структурных подразделениях учреждения и ор­ ганах управления; - правилами внутреннего трудового распорядка; - коллективным трудовым договором; - положением об едином фонде оплаты труда; - должностной инструкцией по охране труда; - правилами по технике безопасности; - правилами пожарной безопасности; - санитарно-гигиеническими правилами; - иными локальными нормативно-правовыми актами учрежде­ ния, знание которых необходимо как для успешного выполнения основных должностных обязанностей, дополнительных функций, так и для научно-методического обеспечения деятельности, соци­ ального обеспечения, правовой защиты, медицинского обслужива­ ния и т. д. Работник не несет ответственности за невыполнение требова­ ний локальных нормативных правовых актов, с которыми не был ознакомлен. 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz