Манухин, В. П. Самоуправление в образовательном учреждении : учебно-методическое пособие / В. П. Манухин ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 102,[1] с.

УЧИТЕЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ Образовательное учреждение рассматривается как сложная динамическая самоуправляемая система, в которой объекты и субъекты управления - составляющие этой системы. В школе существует определенная иерархия самоуправляе­ мых подсистем, в которых в качестве управляющих могут высту­ пать либо отдельные личности, либо коллегиальные органы, либо целые коллективы. К примеру: учитель - ученик, учитель - группа учеников, учитель - класс, учитель - родители учащихся, классный руководитель - классный коллектив, руководитель методического объединения - методическое объединение учителей, директор школы - педагогический коллектив и т. д. В школе на паритетных началах взаимодействуют системы административного управле­ ния, общественного управления и ученического самоуправления. В условиях демократизации нашего общества, построения правового государства ни одна из этих систем не может быть ис­ ключена. Задача состоит в том, чтобы всемерно повышать их са­ мостоятельность и результативность деятельности, с одной сторо­ ны, с другой - крепить их координационные связи. Учитель в системе управления выступает как объект и как субъект управления. В "Рекомендациях о положении учителей", принятых ООН еще в 1966 году, одним из основных назван руководящий принцип: "Следует признать, что учительские организации могут вносить значительный вклад в развитие образования, а поэтому следует привлекать их к разработке политики в области образования"1. Учителям и учительским организациям рекомендуется стре­ миться к установлению широкого сотрудничества с органами на­ родного образования в интересах учащихся, развития образования и общества. Учительским организациям предлагается выработать кодекс этики учителя или кодекс поведения, учителя должны про­ являть готовность к участию в мероприятиях с учащимися и взрос­ лыми, выходящих за рамки учебного плана школы. Для того чтобы учителя могли выполнять свои обязанности, органы народного об­ разования должны выработать и регулярно применять систему консультаций с учительскими организациями по таким вопросам, как политика в области образования, система образования и изме­ нений в ней. ____________ _______ _ _ [ -■■■• *; ] ' Рекомендации о положении учителей // Управление школой. 1997. № 31. 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz