Манухин, В. П. Самоуправление в образовательном учреждении : учебно-методическое пособие / В. П. Манухин ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 102,[1] с.
Руководитель с демократическим (коллегиальным) стилем принимает решение сам, но вырабатывает их совместно с подчи ненными, предпочитая оказывать влияние на них при помощи убе ждения. Такой руководитель свою волю коллективу предпочитает не навязывать административными методами, а использует сове щания, дискуссии, собрания, обсуждения и т.д. Такой путь принятия решения бывает более длинным, результат получается не всегда сразу по сравнению с административным (авторитарным). Для ру ководителя "демократа" требуются знания по психологии и управ лению, овладение навыками и приемами работы с людьми. В шко лах, возглавляемых руководителями с демократическим стилем управления, как правило, четко выстроена система самоуправле ния в коллективе. Такие учреждения работают более стабильно, редко возникают конфликтные ситуации. Самоуправление в педагогическом коллективе повышает со циальную защищенность педагогов, способствует установлению благоприятного психологического микроклимата в коллективе, уменьшает возможность возникновения конфликтов в отношениях между работниками. Самоуправление позволяет создать в школе активную педаго гическую среду, которая характеризуется высоким уровнем творче ства учителей и воспитателей, эффективным взаимодействием в организации школьной жизни педагогов, родителей и учащихся. Самоуправление в педагогическом коллективе влияет на со стояние ученического самоуправления. Опыт показывает, что там, где развито самоуправление в коллективе педагогов, там успешно действуют и органы ученического управления: учкомы, советы де ла, старосты, штабы, советы клубов и детских самодеятельных объединений и движений и другие. Одна из функций органов самоуправления - защита ребенка. Ребенка надо защищать от педагогических ошибок, от явных уни жений и скрытых манипуляций авторитарной педагогики, от напора новых технологий, интенсификации, компьютеризации, регионали зации, от неудачных инноваций и т. д. Значимость хорошо организованного самоуправления повы шается в условиях многоканального финансирования системы об разования, вторжения в деятельность образовательных учрежде ний элементов рыночной экономики. Органы самоуправления вы полняют важную функцию поиска источников пополнения школьно го бюджета, оказывают помощь администрации в развитии матери ально-технической базы учреждения, осуществляют контроль за 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz