Манухин, В. П. Самоуправление в образовательном учреждении : учебно-методическое пособие / В. П. Манухин ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 102,[1] с.

Руководитель с демократическим (коллегиальным) стилем принимает решение сам, но вырабатывает их совместно с подчи­ ненными, предпочитая оказывать влияние на них при помощи убе­ ждения. Такой руководитель свою волю коллективу предпочитает не навязывать административными методами, а использует сове­ щания, дискуссии, собрания, обсуждения и т.д. Такой путь принятия решения бывает более длинным, результат получается не всегда сразу по сравнению с административным (авторитарным). Для ру­ ководителя "демократа" требуются знания по психологии и управ­ лению, овладение навыками и приемами работы с людьми. В шко­ лах, возглавляемых руководителями с демократическим стилем управления, как правило, четко выстроена система самоуправле­ ния в коллективе. Такие учреждения работают более стабильно, редко возникают конфликтные ситуации. Самоуправление в педагогическом коллективе повышает со­ циальную защищенность педагогов, способствует установлению благоприятного психологического микроклимата в коллективе, уменьшает возможность возникновения конфликтов в отношениях между работниками. Самоуправление позволяет создать в школе активную педаго­ гическую среду, которая характеризуется высоким уровнем творче­ ства учителей и воспитателей, эффективным взаимодействием в организации школьной жизни педагогов, родителей и учащихся. Самоуправление в педагогическом коллективе влияет на со­ стояние ученического самоуправления. Опыт показывает, что там, где развито самоуправление в коллективе педагогов, там успешно действуют и органы ученического управления: учкомы, советы де­ ла, старосты, штабы, советы клубов и детских самодеятельных объединений и движений и другие. Одна из функций органов самоуправления - защита ребенка. Ребенка надо защищать от педагогических ошибок, от явных уни­ жений и скрытых манипуляций авторитарной педагогики, от напора новых технологий, интенсификации, компьютеризации, регионали­ зации, от неудачных инноваций и т. д. Значимость хорошо организованного самоуправления повы­ шается в условиях многоканального финансирования системы об­ разования, вторжения в деятельность образовательных учрежде­ ний элементов рыночной экономики. Органы самоуправления вы­ полняют важную функцию поиска источников пополнения школьно­ го бюджета, оказывают помощь администрации в развитии матери­ ально-технической базы учреждения, осуществляют контроль за 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz