Манухин, В. П. Самоуправление в образовательном учреждении : учебно-методическое пособие / В. П. Манухин ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 102,[1] с.

организаций на основе анализа изменений, происходящих в обра­ зовательном учреждении в процессе совместной работы с детски­ ми и молодежными объединениями. Уровень самоуправления в школе во многом зависит от стиля деятельности руководителя. "Руководитель с авторитарным сти­ лем, - пишет В. С. Лазарев, - всегда принимает решение сам, не советуясь с подчиненными, навязывая им свою волю и не давая возможности проявить инициативу..., полагая, что вправе сам ре­ шать, что хорошо, а что плохо. Для него идеальны только такие отношения с подчиненными, при которых они безоговорочно при­ нимают к исполнению все его указания... Как правило, у представи­ телей этого стиля преобладает так называемый административный метод: приказ, выговор, взыскания, лишение определенных льгот... В условиях такого руководства развиваются своеобразные авто­ кратические отношения и между членами коллектива, которые от­ личаются стремлением к самоизоляции, индивидуальной или груп­ повой. Появляется апатия, взаимная неприязнь, "нелюбовь" не только к начальнику, но и друг к другу. Все работают под импуль­ сом прямых указаний и прекращают работы, если такие указания не даны или приходят с опозданием. Руководитель с либеральным стилем целиком доверяет (деле­ гирует) выработку и принятие решений подчиненным, предостав­ ляя им полную свободу, оставляя за собой лишь представитель­ скую функцию... Он готов принять решение, предложенное коллек­ тивом, даже если оно не совпадает с его собственным... Либераль­ ный руководитель стремится наладить со всеми подчиненными хорошие товарищеские отношения... Недостаток либерального стиля - в очень близкой дистанции со своими подчиненными. Ино­ гда эта дистанция просто отсутствует”1. Методы, применяемые таким руководителем, малоэффективны. Коллектив, почувствовав слабость руководителя, расслабляется. А руководитель начинает возлагать на общественные органы управления функции, которые они выполнить не в состоянии. Вся система управления "не сраба­ тывает". Коллектив часто распадается на группы, выдвигает своих лидеров, которые действуют зачастую в оппозиции к администра­ ции. Возникают конфликты, недовольство существующими поряд­ ками и т. д. 1 Лазарев В. С.. Афанасьева Г. М., Елисеева И. А.. Пузенко Т. М Руководство педагогиче­ ским коллективом: модели и методы: Пособие для руководителей образовательных учреж­ дений / Под ред. В. С. Лазарева. М.: Центр социальных и экономических исследований, 1994. 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz