Манухин, В. П. Самоуправление в образовательном учреждении : учебно-методическое пособие / В. П. Манухин ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 102,[1] с.
ным образовательным учреждением. Эти принципы отражают практику сегодняшнего дня. Они заменили ранее существовавшие "общее руководство" и "непосредственное управление". Общее руководство, которое должен осуществлять совет образовательно го учреждения, было чрезвычайно неопределенным. Это затрудня ло определение его конкретных функций, без чего на практике дея тельность его зачастую была бессмысленной. Руководители обра зовательных учреждений не видели в нем партнера, соучастника в управленческой деятельности. Основными формами самоуправления являются общее соб рание (конференция), педагогический совет, совет образовательно го учреждения (попечительский совет) и другие формы, предусмот ренные Уставом образовательного учреждения. Статья 13 Закона РФ "Об образовании" и Положение об обра зовательном учреждении предусматривают прописывать в Уставе образовательного учреждения порядок управления, в т.ч. структуру органов управления, их компетенцию и порядок организации дея тельности. Кроме названных выше форм самоуправления в Уста вах образовательных учреждений называются конференции трудо вого коллектива, методические и научно-методические комиссии, экспертные советы, методические объединения, комитеты, обще ственные кафедры, профессиональные союзы, комиссии по рас смотрению трудовых споров, организационные комитеты по подго товке различных массовых мероприятий (смотров, конкурсов) и другие. Они могут быть постоянные и временные, избираемые и назначаемые, представляющие всех участников образовательного процесса или одну из сторон (педагогов, учащихся, родителей). Ознакомление с опытом организации самоуправления показы вает, что кроме перечисления форм самоуправления целесообраз но указать в Уставе их назначение, функции, права, обязанности, ответственность, организационные формы работы и т. д. Изучение состояния внутришкольного управления в образова тельных учреждениях области показало, что там, где в Уставах деятельность форм самоуправления не раскрыта, работают они вяло, существуют формально. В некоторых Уставах называется форма самоуправления и добавляется фраза: "Порядок их работы определяется специальным положением, которое утверждается педагогическим советом или советом образовательного учрежде ния", что является совершенно правильным. Изучение опыта школ области показало, что чем детальнее, конкретнее разработаны подобные положения, тем эффективнее действуют органы само управления.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz