Манухин, В. П. Самоуправление в образовательном учреждении : учебно-методическое пособие / В. П. Манухин ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 102,[1] с.

ным образовательным учреждением. Эти принципы отражают практику сегодняшнего дня. Они заменили ранее существовавшие "общее руководство" и "непосредственное управление". Общее руководство, которое должен осуществлять совет образовательно­ го учреждения, было чрезвычайно неопределенным. Это затрудня­ ло определение его конкретных функций, без чего на практике дея­ тельность его зачастую была бессмысленной. Руководители обра­ зовательных учреждений не видели в нем партнера, соучастника в управленческой деятельности. Основными формами самоуправления являются общее соб­ рание (конференция), педагогический совет, совет образовательно­ го учреждения (попечительский совет) и другие формы, предусмот­ ренные Уставом образовательного учреждения. Статья 13 Закона РФ "Об образовании" и Положение об обра­ зовательном учреждении предусматривают прописывать в Уставе образовательного учреждения порядок управления, в т.ч. структуру органов управления, их компетенцию и порядок организации дея­ тельности. Кроме названных выше форм самоуправления в Уста­ вах образовательных учреждений называются конференции трудо­ вого коллектива, методические и научно-методические комиссии, экспертные советы, методические объединения, комитеты, обще­ ственные кафедры, профессиональные союзы, комиссии по рас­ смотрению трудовых споров, организационные комитеты по подго­ товке различных массовых мероприятий (смотров, конкурсов) и другие. Они могут быть постоянные и временные, избираемые и назначаемые, представляющие всех участников образовательного процесса или одну из сторон (педагогов, учащихся, родителей). Ознакомление с опытом организации самоуправления показы­ вает, что кроме перечисления форм самоуправления целесообраз­ но указать в Уставе их назначение, функции, права, обязанности, ответственность, организационные формы работы и т. д. Изучение состояния внутришкольного управления в образова­ тельных учреждениях области показало, что там, где в Уставах деятельность форм самоуправления не раскрыта, работают они вяло, существуют формально. В некоторых Уставах называется форма самоуправления и добавляется фраза: "Порядок их работы определяется специальным положением, которое утверждается педагогическим советом или советом образовательного учрежде­ ния", что является совершенно правильным. Изучение опыта школ области показало, что чем детальнее, конкретнее разработаны подобные положения, тем эффективнее действуют органы само­ управления.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz