Манухин, В. П. Самоуправление в образовательном учреждении : учебно-методическое пособие / В. П. Манухин ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 102,[1] с.

САМОУПРАВЛЕНИЕ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образо­ вании" управление государственным и муниципальным образова­ тельным учреждением осуществляется на принципах единонача­ лия и самоуправления (ст.35). Единоначалие осуществляет руководитель учреждения, само­ управление - все работники через представительные органы, т.е. весь трудовой коллектив. Полномочия трудового коллектива опре­ делены Гражданским Кодексом РФ, Кодексом Законов о труде РФ (ст. 130, 227, 235), Законом РФ "Об образовании" (ст. 32, 35). Ю. В. Васильев пишет, что "сущность управления школой, деятельность ее руководителей весьма точно можно определить термином "педагогическое управление", которое осуществляет не только директор школы и его заместители, но и каждый учитель в процессе обучения и воспитания учащихся"1. Вопросы самоуправления как часть проблемы внутришкольно- го управления остаются и в современных условиях весьма слож­ ными, хотя публикаций на данную тему много (см. библиографию). Еще на Всесоюзном съезде учителей в 1978 году поднимался во­ прос о разработке концепции всех управленческих звеньев в сис­ теме образования, в т. ч. и о концепции внутришкольного управле­ ния. Но на съезде не были даже приняты рекомендации по демо­ кратизации управления образованием. Продекларированные в Законе РФ "Об образовании" основные принципы - демократический государственно-общественный харак­ тер управления образованием и автономность образовательных учреждений - до сих пор не имеют научно-методического обеспече­ ния. В публикациях по управлению в системе образования М. М. Поташника, А. М. Моисеева, В. С. Лазарева, Т. И. Шамовой и ряда других специалистов отсутствует разграничение полномочий между государственными и общественными управленческими структурами на институциональном уровне, в общем плане осве­ щаются вопросы содержания и порядок функционирования органов школьного педагогического самоуправления. Принципы единоначалия и самоуправления являются исход­ ным основанием для формирования модели управления современ­ 1 Васильев Ю. В. Совершенствование содержания государственно-общественного управления народным образованием: Методическое пособие. М.. Прометей, 1984. С. 88

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz