Манухин, В. П. Роль системы образования Мурманской области в защите языка и культуры саамов / В. П. Манухин // Проблемы регионального образования и этнопедагогики : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2003. - С.76-77.

В.П. Манухин Роль системы образования Мурманской области в защите языка и культуры саамов С появлением в конце XIX века на Кольском полуострове первых образовательных учреждений, в местах расселения саамов, и до наших дней система образования непосредственно выполняет свою важнейшую функцию-сохранение и развитие культуры этой малочисленной народности. В истории образования Кольского края немало имеет учителей- подвижников, изучающих и пропагандирующих среди детей и взрослых историю и культуру саамов. В настоящее время в соответствии с Законом «Об образовании» «защита и развитие системой образования националь­ ных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства» стала основным принципом государст­ венной политики. 1. Образовательные учреждения, органы управления образовани­ ем создают условия для приобщения подрастающего поколения к культуре саамов. 2. В процессе учебной деятельности, внеклассной и внешкольной работы дети изучают обычаи, традиции, историю, произведения народного творчества саамов и т.д. 3. Преподаватели высших учебных заведений, ученые-педагоги изучают культуру, историю саамов, решают задачу научно-методического обеспечения защиты системой образования национальной культуры саамов. 4. Учителя, объединившись с учеными-педагогами, создавали са­ амскую письменность и обучают детей саамов родному языку. 5. Система образования не только передает от поколения к поко­ лению культурное наследие народа, но и обогащает его. Педагоги участву­ ют в систематизации элементов культуры, литературной обработке произ­ ведений народного творчества, активно участвуют в его популяризации. Важность и необходимость проведения учреждениями образования этой работы обусловлена постепенной утратой носителями культуры многих достижений культурного наследия. Под влиянием русификации и политизации общества, научно-технического прогресса обесценивалась национальная культура, снижалась её роль в формировании самосознания народа. Поэтому у учительства в Мурманской области особая миссия, свя­ занная с защитой национальной культуры саамов. В конце XIX века русские учителя повседневно общаясь с местным населением, усваивая культуру и язык саамов, собирали, записывали и пропагандировали произведения народного творчества, изучали с детьми историю саамского народа. Систе­ ма образования стала играть более активную роль в защите национальной культуры саамов с появлением в 20-х и 30-х годов прошлого века профес­ сиональных педагогов из саамов. Сегодня это самый многочисленный и 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz