Манухин, В. П. Актуальность педагогических идей М.А. Погодина в развитии образования / В.П. Манухин // Первые Погодинские чтения. - Мурманск, 1997. - С.3-8.

класс. Каждый ученик может быть в роли ведущего” 1 , и “Учительская га зе т а ” подает это как открытие. Это же мысли М. А. Погодина. Он добивался, чтобы ученик не только чувствовал себя учителем, но и постепенно приобретал умения и навыки выполнять в учебном процес­ се роль учителя. И он создал систему подготовки детей к обучающей деятельности. Еще в 30-е г о д а М. А. Погодин начал искать пути борьбы с без­ дельем учащихся на уроке. В безделье на уроке он видел основную при­ чину второгодничества. Он писал, что хорошо, когда учитель как а р ­ тист завораживает учащихся и постоянно держит на себе внимание. Но ведь далеко не каждый учитель обладает артистическими способно­ стями. А может, лучше идти путем подбора т ако го содержания учебно­ го материала, который был бы интересен всем учащимся. Но тогда как быть с обязательной программой? И выход он увидел во включении в решение этой задачи детских коллективов: прежде всего пионерских, комсомольских ученических организаций. Первые результаты поиска описал М. А. Погодин в книге “Создание и сплочение ученического коллектива” . Став директором Института усовершенствования учителей, М. А. Погодин продолжает р а зр аба ты в а т ь эту проблему и тогда под его руководством родилась НИЛ “Ученические организации в борьбе за знания” . На эту тему написано им более двух десятков работ. Он р а зр або т ал методику: - парной и групповой р або ты учащихся; - учебных встреч; - общественных смотров знаний; - р або ты с учащимися консультантами, лаборан тами , ассистен­ тами, лекторами; - учебных конференций, ролевых игр, конкурсов и смотров; - дней самоуправления; - организации взаимопомощи и т. д. М. А. Погодин доказал , что в коллективе, с товарищами , под влиянием общего настроя, общей атмосферы ребенок нередко лучше учится, чем в одиночку. Все зависит, конечно, от того, какова эта а т ­ мосфера, от того, насколько весь детский коллектив увлечен учением. Разработанная им технология вошла в педагогику как “коллективная познавательная деятельность” . Исходной позицией Погодина была сформированная им гипоте­ за: “ Коллективные формы организации учебной деятельности ребят как на уроке, т ак и вне уроков не мешают, а, наоборот, содействуют процессу индивидуального усвоения знаний, создают общую атмосфе­ 1Учит. газ. 1996. 10 дек. 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz