Манухин, В. П. Актуальность педагогических идей М.А. Погодина в развитии образования / В.П. Манухин // Первые Погодинские чтения. - Мурманск, 1997. - С.3-8.

Нельзя усовершенствовать работу учителя, не совершенствуя работу ученика. Аналіпнруя перестройку учебной работы в 1957-1958 учебном году, М. А. Погодин писал, что научить ученика учиться - главная задача учителя. Учеинк ;іля М. А. Погодина прежде всего “добытчик знании” . НОТ в школе как ,и я ученика, т ак и ;іля учителя - наиважнейшая проблема. Элементы НОТ - о.ціа из ліобимейніих тем лекций М. А. Погодина для учителей. Жа.іь только, что полностью текст его лекции не опубликован, а задуманную книгу на эту тему он написать не успел. Она была бы сепѵіия очень кстати, особенно для учителей лицеев, гимназий и других учреждений повышенного уровня обучения, где у детей по 8 уроков в день и еще 3-4 часа домашней р або ­ ты с учебниками. Это огромная nqxi-pyTKa психики учащихся. Урок четвертый. Организация воспитательной работы. В какой области больше всего творил М. А. Погодин? Я убеж­ ден, что в вопросах воспитания. Но »і а сторона его деятельности меньше всего была известна. В первой книге “Создание и сплочение ученического коллектива” он предстает перед нами как великолепный организатор детей. Не случайно бывшие ученики называли его “наш Макаренко”. Он прочно стоял на позициях А. С. Макаренко, В. А. Су- хомлинского и даже тогда, когда их не очень чтила наша официальная педагогическая наука, он страстно пропагандировал их учение, учит учителей учиться у этих великих педагогов-практнков. Жи знь доказа­ ла его правоту. Вот несколько характерных позиций М. А. Погодина в воспита­ нии детей. Обучение и воспитание - единый процесс. Максимальное использование в воспитательной работе потенциальных возможностей формальных и неформальных детских коллективов. Детская о р г ани за ­ ция - большая воспитательная сила. Учитель должен не командовать детьми, а жить в ребячьем коллективе, идти вместе с ними, но чуть- чуть впереди- Инициатива и самостоятельность детей - первейшая за ­ бота классного руководителя. Внеклассная и внешкольная работ а гоже учение, только в иных формах. Воспит ание детей вне полит ики недопу­ стимо. У детей должен быть идеал. Учитель должен помочь ученику “сотворить себе кумира” . Велика воспитательная сила слова, но надо научиться умело им пользоват і.ся и г. д. Урок пятый, пожалуй, самый главный, но далеко не после;іний. Коллективная познавательная деятельность учащихся. Недавно я прочитал такие слова народного учителя СССР Со­ фьи Николаевны Лысенковой: “Управление - это т а к а я организация учебной деятельности, когда каждый ученик - учитель. Учит не только учитель, учит ученик, когда он думает вслу х ті ведет за собой весь 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz