Манухин, В. П. Актуальность педагогических идей М.А. Погодина в развитии образования / В.П. Манухин // Первые Погодинские чтения. - Мурманск, 1997. - С.3-8.
всегда следует кропотливая, дтителы іая, порой скучная и не для всех посильная работа - массовое освоение новых подходов, приемов, мето- дов, форм и средств и г. д. Все что должно быть адекватно нововведе ниям, по не все педагоги в состоянии что осуществить. У одних не хва тает знаний и профессионализма, у других терпения, у третьих убеж денности в необходимости изменить систему своей работы , сло жившуюся за многие годы работы с детьми. Другими словами, внеш ние изменения в школе есть, а педагогическая техника меняется мед ленно. Одна из причин состоит в том, что мы по-прежнему ставку в обновлении образования делаем на энтузиазм и вдохновение учителей, призывая их к творчеству и изобретательству. А М. А. Погодин гово рил, что энтузиазм и вдохновение являются непостоянными, проходя щими факторами , творчество и изобретательство удел не к аж дою . А в сегодняшней сложной социальной ситуации эти факторы развития особенно ненадежны. Выход из создавшегося положения в использовании опыта педа гогов прошлых лет. И прежде всего это опыт по совершенствованию педагогического процесса. По Погодину, совершенствование педаго гического процесса - это эволюционный путь обновления образова тельной деятельности. Постепенно, шаг за шагом учитель овладевает приемами, которые ему под силу, которые он увидел в опыте своих коллег. Э тот путь изменения существующей практики доступен широкой массе учителей, он не требует больших за т р а т по его освоению, он весьма демократичен и постепенно приводит к желаемым результатам. Несколько поучительных уроков его использования можно взять у М. А. Погодина. Урок первый. Педагогическое мастерство. Решающим фактором в повышении качества и чффектнвности образовательного процесса является мастерство учителя. Энтузиазм и вдохновение учителя только побуждают его в начале пуп і к переме нам, но результат зависит всецело от мастерства. М. А. Погодин го во рил, что среди учительства есть масса чнтузнастов, а настоящих масте ров весьма мало. А ведь они решают судьбу любого начинания, и м а стеров надо растить. Поэтому наиважнейшей задачей является посто янная работ а по совершенствованию педагогического мастерства учи теля путем усвоения им известного опыта. Он предложил и на прак ти ке организовал в области весьма эффективную систему такой работы . Вот ее некоторые элементы: объединения (союзы) школ вокруг опор ной (кустовой) или базовой школы, служба педагогической информа ции, смотры методических и учебных кабинетов, перио;щческие изда ния (газеты или журналы) для работников образования области, смот 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz