Манухин, В. П. Особенности построения системы управления образованием в Кольском Заполярье / В.П. Манухин // Образование в условиях Севера: актуальные проблемы, тенденции развития : материалы регион. науч.-практ. конф., 6-7 дек. 2005 г. / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2006. – С. 5.

РАЗДЕЛ I. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА В.П. Манухин Особенности построения системы управления образованием в Кольском Заполярье Природно-климатические условия, географическое положение, характер социально- экономического развития, демографическая ситуация, история, культура и общественно- политическая активность населения Кольского полуострова и ряд других факторов имеют свои отличительные особенности от других регионов Российской Федерации. Они как в зеркале от­ ражаются в местной системе образования. Это прежде всего относится к структуре и содержа­ нию дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, к формирова­ нию сети образовательных учреждений, к построению структуры и функционированию органов управления образованием на региональном, муниципальном и институциональном уровнях. Специфику образования Мурманской области необходимо учитывать в процессе управ­ ления при: 1) определении стратегии, целей и задач развития образования; 2) формировании учебных планов и образовательных программ; 3) разработке программ развития всех структур образовательной системы области на всех уровнях; 4) планировании сети образовательных учреждений; 5) проектировании потребности и распространении финансовых и материальных ресурсов; 6) определении источников обеспечения образования педагогическими и руководящими кадрами; 7) организации научно-технического обеспечения педагогического процесса; 8) решении вопросов охраны здоровья детей и педагогов. В управленческой деятельности руководящих работников на всех уровнях в Мурман­ ской заполярной области повышается значимость таких управленческих процедур: - Разработка региональных нормативов, корректировка и внесение изменений в феде­ ральные нормативы, которые не всегда учитывают специфику Заполярья по обеспече­ нию учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях региона, что обусловлено российским законодательством о льготах для северян и региональными за­ тратами на образовательные услуги в регионе. - Разработка и принятие нормативно-правовых актов. - Поиски наиболее оптимального режима деятельности образовательных учреждений с учетом времени года. - Организация процесса адаптации педагогических работников к условиям Севера. - Максимальное использование, имеющихся в регионе, возможностей для повышения и квалификации педагогических кадров. - Контроль за предоставлением местными органами самоуправления установленных за­ конами льгот северянам. - Разработка должностных обязанностей и инструкций для работников образования с учетом особенностей Севера. - Обеспечение устойчивой связи образовательных учреждений с центром. - Создание такой системы информирования педагогов, которая действовала бы в экстре­ мальных условиях без перебоев. - Установление дополнительных штатов для выполнения работ, связанных с экстремаль­ ными условиями Севера. - Принятие мер по закреплению педагогических кадров на Севере и устранению отрица­ тельных последствий частой их сменяемости. 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz