Манухин, В. П. О педагогическом наследии М. А. Погодина / В. П. Манухин. – Мурманск : [б. и.], 1996. - 79 с.

Творческая атмосфера, связанная с активизацией деятель­ ное і и ученических организаций, не могла не сказаться па уровне управления школой: педсоветы все глубже стали рассматривать проблемы обучения с опорой на возможности самих детей, мето­ дические объединения не мыслили свою работу без института консультантов из числа ребят, обогатилась и стала разнообраз­ нее деятельность классного руководителя. Новые формы работы дали положительные результаты прежде всего гам, где они были тесно связаны с целостной систе­ мой воспитательной работы школы. Совершенно очевидным стало, что система коллективной познавательной деятельности создала благоприятные возможности для формирования у школьников интереса и ответственного отношения к учению. Исследования тех лет свидетельствовали о возросшей обще­ ственной направленности личности, что проявлялось в заботе об учебных успехах всего классного коллектива. Разумеется, эти качества проявлялись не только благодаря использованию кол­ лективных форм организации познавательной деятельности. Здесь действовало множество других факторов. Но особенно важно то, что развитие творческой индивидуальности тесно со­ четалось с общественной направленностью учащихся. Опыт Мурманской области в дальнейшем был широко внедрен в Краснопресненском районе Москвы, в других регионах страны. Но суть все равно сохранилась такой, какой она зароди­ лась благодаря М. А. Погодину и его союзникам. Одним из ак­ тивных и близких сподвижников этого замечательного педагога был автор этой книги Виталий Прохорович Манухин, ныне кан­ дидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель школы РСФСР, работник нашего института. Ему удалось не только полно раскрыть опыт своего учителя М. А. Погодина, но и скон­ центрировать внимание на актуализации проблем применитель­ но к сегодняшнему дню. Ясно, что сегодня многое решалось бы по-другому, но едва ли осталась без внимания проблема борьбы за знания самих детей, объединенных в различные сообщества, группі,і, коллективы. Иногда спрашивают: а почему же эта работа заглохла, уш­ ла в прошлое? Не все забыто. Не хочу навязывать свое мнение, но скажу, что у пас в образовании многое разыгрывается в лицах.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz