Манухин, В. П. О педагогическом наследии М. А. Погодина / В. П. Манухин. – Мурманск : [б. и.], 1996. - 79 с.
Творческая атмосфера, связанная с активизацией деятель ное і и ученических организаций, не могла не сказаться па уровне управления школой: педсоветы все глубже стали рассматривать проблемы обучения с опорой на возможности самих детей, мето дические объединения не мыслили свою работу без института консультантов из числа ребят, обогатилась и стала разнообраз нее деятельность классного руководителя. Новые формы работы дали положительные результаты прежде всего гам, где они были тесно связаны с целостной систе мой воспитательной работы школы. Совершенно очевидным стало, что система коллективной познавательной деятельности создала благоприятные возможности для формирования у школьников интереса и ответственного отношения к учению. Исследования тех лет свидетельствовали о возросшей обще ственной направленности личности, что проявлялось в заботе об учебных успехах всего классного коллектива. Разумеется, эти качества проявлялись не только благодаря использованию кол лективных форм организации познавательной деятельности. Здесь действовало множество других факторов. Но особенно важно то, что развитие творческой индивидуальности тесно со четалось с общественной направленностью учащихся. Опыт Мурманской области в дальнейшем был широко внедрен в Краснопресненском районе Москвы, в других регионах страны. Но суть все равно сохранилась такой, какой она зароди лась благодаря М. А. Погодину и его союзникам. Одним из ак тивных и близких сподвижников этого замечательного педагога был автор этой книги Виталий Прохорович Манухин, ныне кан дидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель школы РСФСР, работник нашего института. Ему удалось не только полно раскрыть опыт своего учителя М. А. Погодина, но и скон центрировать внимание на актуализации проблем применитель но к сегодняшнему дню. Ясно, что сегодня многое решалось бы по-другому, но едва ли осталась без внимания проблема борьбы за знания самих детей, объединенных в различные сообщества, группі,і, коллективы. Иногда спрашивают: а почему же эта работа заглохла, уш ла в прошлое? Не все забыто. Не хочу навязывать свое мнение, но скажу, что у пас в образовании многое разыгрывается в лицах.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz