Манухин, В. П. О педагогическом наследии М. А. Погодина / В. П. Манухин. – Мурманск : [б. и.], 1996. - 79 с.

учителя постоянно использовали метол коллективного анализа, обсуждали мысли и факты, почерпнутые из литературы, из школьной жизни. В процессе таких обсуждений и вырабатывался единый взгляд на исследуемые явления, единый подход к ним, общая линия в оценках и выводах. Руководство опытной работой в школе, контроль за ее про­ ведением осуществлялся в тех же формах, что и контроль за обычной учсбпо-воспитагслыюй работой (посещение и анализ уроков и внеклассных занятий, организация взаимного обще­ ственного контроля, отчеты учителей, индивидуальные инфор­ мации, выступления с докладами на конференциях, диспуты, вы­ ставки документации, тематические дни открытых дверей школы по вопросам исследований). Школа, которая работала по определенной проблеме, была для других школ района (города) методическим центром по теме ведущего в ней исследования, пропагандировала достигнутые педагогические результаты. На базе этой школы организовывали тематические семинары, конференции, смотры работ по иссле­ дуемым вопросам. Читая описание М. А. Погодиным своего опыта и опыта других школ, может сложиться мнение, что он слишком много брал на себя как директор, подавлял инициат иву помощников, не давал им развернуться. Тс, кто с ним работал, эго отрицают. Многолетняя работа в ИУУ с М. А. Погодиным замечательных педагогов Лапицкой С. М., Кривцовой И. А. подтверждает вы­ вод о том, что он умел работать сам, максимально нагружал сво­ их верных помощников, стимулировал всячески их самостоя­ тельность, творчество. Они тоже активно изучали передовой опыт', писали статьи, мсго;щчсские рекомендации, выступали с лекциями, проводили семинары и консультации для учителей и руководителей школ. Этому во многом способствовало четкое распределение должностных обязанностей, доброжелательные, но весьма требовательные взаимоотношения. Строил М. А. По­ годин отношения с подчиненными на взаимоотвсгственности и причастности каждо го к делам всего коллектива. 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz