Манухин, В. П. О педагогическом наследии М. А. Погодина / В. П. Манухин. – Мурманск : [б. и.], 1996. - 79 с.
учителя постоянно использовали метол коллективного анализа, обсуждали мысли и факты, почерпнутые из литературы, из школьной жизни. В процессе таких обсуждений и вырабатывался единый взгляд на исследуемые явления, единый подход к ним, общая линия в оценках и выводах. Руководство опытной работой в школе, контроль за ее про ведением осуществлялся в тех же формах, что и контроль за обычной учсбпо-воспитагслыюй работой (посещение и анализ уроков и внеклассных занятий, организация взаимного обще ственного контроля, отчеты учителей, индивидуальные инфор мации, выступления с докладами на конференциях, диспуты, вы ставки документации, тематические дни открытых дверей школы по вопросам исследований). Школа, которая работала по определенной проблеме, была для других школ района (города) методическим центром по теме ведущего в ней исследования, пропагандировала достигнутые педагогические результаты. На базе этой школы организовывали тематические семинары, конференции, смотры работ по иссле дуемым вопросам. Читая описание М. А. Погодиным своего опыта и опыта других школ, может сложиться мнение, что он слишком много брал на себя как директор, подавлял инициат иву помощников, не давал им развернуться. Тс, кто с ним работал, эго отрицают. Многолетняя работа в ИУУ с М. А. Погодиным замечательных педагогов Лапицкой С. М., Кривцовой И. А. подтверждает вы вод о том, что он умел работать сам, максимально нагружал сво их верных помощников, стимулировал всячески их самостоя тельность, творчество. Они тоже активно изучали передовой опыт', писали статьи, мсго;щчсские рекомендации, выступали с лекциями, проводили семинары и консультации для учителей и руководителей школ. Этому во многом способствовало четкое распределение должностных обязанностей, доброжелательные, но весьма требовательные взаимоотношения. Строил М. А. По годин отношения с подчиненными на взаимоотвсгственности и причастности каждо го к делам всего коллектива. 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz