Манухин, В. П. О педагогическом наследии М. А. Погодина / В. П. Манухин. – Мурманск : [б. и.], 1996. - 79 с.
При решении задачи сплочения ученического коллектива в школе настойчиво пропагандировалась мысль: каждому учите лю, независимо от того, классный руководитель он или нет, быть в любом классе воспитателем, организовывать, сплачивать уча щихся на уроке через предмет и во внеурочное время, активно участвовать в воспитательной работе по школе. Эта мысль в педагогической практике не новая, но должна звучать сейчас по-новому. Должна в большей мере, чем раньше, приблизить учителей-предметников к жизни каждого классного и школьного коллектива в целом и конкретно к кажому ученику. Настоящий воспитатель настойчиво учится проникать в детский коллектив класса. Опираясь на классный актив, стремит ся знать, что решает класс в настоящее время, подсказать, как это сделать лучше, заинтересоваться и заинтересован». Проявить настоящее (не показное!) внимание, скажем, к готовящемуся сбо ру, собранию, побывать на них, выступить, заинтересоваться стенной газетой класса, высказывать свое мнение, дать заметку в следующий номер, сходить вместе с учащимися в кино, в театр, а потом обсудить картину, спектакль, посоветовать прочитать книгу по своему предмету, обменяться мнением о прочитанном. Больше того: при случае заглянуть в цветочный горшок (политы ли цветы?), увидеть криво повешенный портрет, бро шенную кем-то в коридоре бумажку, вмешаться и добиться по рядка, поругать, похвалить; порадоваться хорошей отметке, а не безразлично поставить ее в журнал, прийти на помощь от стающим, сходить к некоторым ученикам на квартиру; поздра вить ученика с днем рождения, активно “присутствовать” на спортивных соревнованиях класса, школы; увлечь учеников и увлечься самому внеклассным мероприятием по своему предмету да так, чтобы во всей школе почувствовалась организующая сила этого мероприятия; проявить строгую, строжайшую, но справед ливую требовательность - вот это и есть то, что называется “проникать в детский коллектив” . Ясно, что дтя выполнения этих обязанностей учителей на до было учить. Делали это, кроме администрации школы и школьных учительских организаций, классные руководители - старшие в группе учителей, работающих в данном классе. Классные руководители, кроме частных индивидуальных раз 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz