Манухин, В. П. О педагогическом наследии М. А. Погодина / В. П. Манухин. – Мурманск : [б. и.], 1996. - 79 с.

учителю) за выполнением учащимися орфографического режима, руководитель хорового кружка класса, два тренера по лыжам (для мальчиков и девочек), ответственный за работу старших братьев и сестер в семье с младшими, организатор громких читок газет “Пионерская правда” и “Комсомольская правда” . Осталь­ ные 6 учащихся класса получали эпизодические поручения, воз­ никающие чуть ли не ежедневно. Кроме этого, за каждым 7-10 классами были закреплены одна-две улицы школьного района для систематической провер­ ки охвата детей школьного возраста всеобучем. Каждый класс старался сдать в конце года классное поме­ щение таким же чистым и опрятным, каким оно было в начале года, когда учащиеся первой и второй смен принимали его по акту от помощника директора школы по хозяйственной части и члена учкома, ответственного за санитарно-хозяйственный сек­ тор, и ставили свою подпись на акте. И надо сказать, что очень многие классные комнаты, несмотря на трехсменную работу школы (в 3-ю смену работала школа рабочей молодежи - ШРМ), не нуждались в ремонте по два-три года. Чтобы включить в борьбу за сохранность классных помещений учащихся ШРМ, ввели такой порядок: дежурный по классу ШРМ принимал по­ мещение от дежурного ученика 2-ой смены и сдавал его после занятий дежурному учителю своей школы. Труд учащихся был организован: выделялись руководители отдельных участков, создавались рабочие бригады, ставились цели,задачи. Результаты работы бригад, классов освещались в степной печати, о них сообщалось по радио, на ученических линейках. Вместе с ребятами работали учителя, которые увлекали учащихся своим примером, показывали, как нужно работать, помогали бригадирам в выполнении их обязанностей. Все вместе взятое и являлось тем, что А. С. Макаренко на­ зывал “инструментовкой труда” . Плодотворно трудились школьники во время компаний по выборам в Верховный Совет РСФСР, в местные Советы депута­ тов грудящихся; старшеклассники участвовали в работе агит­ пунктов, избирательных комиссий. Все участники по возмож­ ности выступали агитаторами в семье, читали дома пожилым и 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz