Манухин, В. П. О педагогическом наследии М. А. Погодина / В. П. Манухин. – Мурманск : [б. и.], 1996. - 79 с.

и комсомола, пионерской организации, профсоюзов. Главное, что предложения по активизации коллективной познавательном деятельности были с воодушевлением встречены не только учи­ телями, но и детьми. Ребенок - деятель по своей натуре. Для него раскрылись новые возможности действовать в новых условиях: в составе со­ вета кабинета, выступать в роли консультанта, ассистента, час­ тично выполнять функции учителя: контролировать знания дру­ гих, помогать им, готовить материалы к уроку, участвовать в обсуждении планов школы, формировать учебные іруппы раз­ личного направления. В деятельности детско-юношеских поли­ тических организаций наметился явный перевес в сторону уче­ ния. Особенно продуктивными оказались такие формы познава­ тельной деятельности, как групповая и парная работа. Занятия в группах оказались наиболее полезными слабо- и срсднеуспс- ваюіцим школьникам. Благодаря такою рода познавательной деятельности укрепились межличностные отношения учащихся, у слабых появилась дополнительная возможность укрепить свои позиции в классном коллективе, самоутвердиться в собственных глазах. В школах резко возросло число активистов- организаторов, которые имели возможность реализовать себя: одни - в совете кабинета, другие - в организации общественных смотров знаний, третьи - в многообразных жюри и секторах. Там, где учащиеся-активисты умело направлялись педагогами, эффективность была налицо: обогатилось содержание предмет­ ных недель, декад, месячников, тематических вечеров. Лучшие учащиеся становились авторами и составителями учебных зада­ ний, т. е. приобщались к творческой деятельности, развивая в себе умения анализировать, сопоставлять, конструировать. Закономерно, когда вводимая новизна может повлечь за собой как положительные, так и отрицательные моменты. М. А. Погодин видел эти моменты, вносил коррективы в работу областной лаборатории, отдельных школ. Прежде всего пришлось пересмотреть права активистов на оценивание знаний своих сверстников, привести в соответствие формы урочной и внеурочной познавательной деятельности, уточнить функции учащихся-активистов, родителей и общественности, самого учителя. 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz