Манухин, В. П. О педагогическом наследии М. А. Погодина / В. П. Манухин. – Мурманск : [б. и.], 1996. - 79 с.

ников. С этой целью в начале года вырабатывались “Обязанности десятиклассников” . Вот некоторые из них: Иметь полную успеваемость и отличную дисциплину в каждой учебной четверти. Быть образцом в выполнении “Правил для учащихся” . Сделать образцовой шефскую работу в своих подшефных классах. Быть образцом культурного поведения в школе, дома, в общественных местах. Активно содействовать укреплению дисциплины и порядка на переменах, школьных вечерах; организовывать учащихся на разучивание и пение хоровых песен и т.п. Показывать пример активности в выполнении обществен­ ных поручений, в подготовке к сдаче спортивных норм, в чтении газет, установлении интернациональной переписки. Сдать свою классную комнату в конце учебного года в полном порядке, подготовленной к началу занятий в новом учеб­ ном году. По почину десятиклассников старшинство по второй смене несли ученики шестых классов. Большую пользу для сплочения коллектива приносили про­ думанно организованные дежурства учащихся по классу и по школе. Учить учеников дежурить, воспитывать у всех учащихся навыки безусловного выполнения указаний дежурных считалось трудной, но посильной и необходимой задачей. Поощрялось шефство старших классов над младшими, по­ мощь старших братьев и сестер в ссмьс младшим братьям и сест­ рам. Эти формы содействовали укреплению дружбы и товари­ щества, помогали учащимся успешно бороться за собственную честь, за честь своей фамилии. Шефство старших классов над младшими организовыва­ лось гак: ст арший класс первой смены шефствовал над младшим второй смспы, иногда над тем, который занимался в этой же классной комнате. Примсриыс обязанности шефов были утверждены на засе­ дании учкома. Конкретные обязанности вытекали из учета осо­ бенностей и просьб подшефного класса. Основное внимание бы­ 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz