Манухин, В. П. О педагогическом наследии М. А. Погодина / В. П. Манухин. – Мурманск : [б. и.], 1996. - 79 с.

на детей, тем более будет доставля ть отрады каждая его похвала, тем глубже врежется в сердце ученика каждый упрск его, а следо­ вательно, и все дело воспитания будет несравненно благотворнее. Но горе учителю, который неосторожным своим поведени­ ем разрушил то обаяние, которым был окружен в их глазах. Как только нравственное доверие потеряно или поколебалось хоть несколько, тотчас же и слово учителя гсряст свою силу - сю по­ хвала и порицание не имеют значения, и то, чю прежде охотно и радостно делалось единственно из любви и уважения к нему, до­ стигается уже не иначе, как школьной тиранией, наказаниями и принуждением” (Н. А. Добролюбов). 2. В работе по воспитанию и перевоспитанию детей нужно постоянно укреплять позиции ученических организаций, опи­ раться на них в сплочении классного коллектива, воспитывать в коллективе непримиримость к недостаткам каждого своего чле­ на, изгонять скуку и серость из всей детской жизни. Ведь в скуке, как справедливо указывал К. Д. Ушинский, скрывается источник множества детских проступков и даже пороков, шалостей, лени, капризов... обманов и тайных грехов.” Уничтожьте скуку - и вся эта смрадная туча... отравляющая светлый поток детской жизни, исчезнет сама собой” . Ум, не будучи занятый чем-либо полез­ ным, займется бесполезным, пустым, пагубным. Исключить эту возможность - общая для всех воспитателей задача. 3. В воспитании, а тем более в перевоспитании, надо уметь работать коллективно. “В школьном деле, - говорил талантли­ вый педагог С. Т. Шацкий, - я не мыслю одиночных усилий. Для успеха дела необходимо единство действий учителей, родителей, общественности, самих учащихся. Педагогический коллектив, школа в целом должны стат ь творческим организатором этих сил и методическим центром в воспитании детей своего школьного микрорайона в борьбе нового человека - активною, умною, правдивого, достойного своей великой и прекрасной судьбы. Пусть усилия и поиски не всегда успешны, а удача не всегда равноценна. Главное, чтобы поиски эти шли в правильном на­ правлении - в глубинах воспитания и перевоспитания личности, в глубинах школьной жизни. А если направление избрано верно, то придут и настоящие большие удачи. 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz