Манухин, В. П. О педагогическом наследии М. А. Погодина / В. П. Манухин. – Мурманск : [б. и.], 1996. - 79 с.
10. Получить некоторые познания в естественных науках. 11. Составить сочинение из тех предметов, которые будут изучаться. М. А. Погодин рекомендовал создавать в школе (в классах) уголки самовоспитания, помещать в них примеры заданий са мому себе, программы жизни на четверть, полугодие и год, сове ты о том, как работать над собой, разные тренировочные табли цы и упражнения из журналов “Пионер” , “Наука и жизнь” , “Знание - сила” (раздел “Психологический практикум”), реко мендуемые “Занимательной психологией” К. Н. Платонова, по мешан, указатели популярной литературы. Приучать школьни ков делать целевые наметки на день. Педагогическое руководство самовоспитанием, по мнению М. А. Погодина, должно заключаться в первую очередь в побуж дении подростков в работе над собой, в установлении единства воспитательных воздействий школы, семьи, общественности. Перечисленные практические советы и методические реко мендации М. А. Погодина не охватывают все системы воспита ния учащихся, перевоспитания трудных детей. Они только наме чают первые организационные формы и виды работы, используя которые можно и нужно идти дальше, опираясь уже на свою инициативу, знания и педагогическое творчество. Какие же глав ные выводы делает М. А. Погодин о работе с трудными? 1. Если присмотреться к ученикам, то можно увидеть, что даже самые равнодушные на вид, самые недисциплинированные трудные внутренне тяготятся своими недостатками. Нельзя усу гублять эти недостатки частым морализированием, постоянным осуждением. Ведь это ранит самолюбие подростков, причиняет душевную боль, озлобляет. Подросток утверждается, что такой он сеть - неисправимый, и не старается стать лучше. Нужно иное отношение. Надо, найдя причины бед, уметь увидеть в человеке, которого воспитываем, хотя бы крупицу доб рого, светлого. Укрепить веру еще слабого человека в себя, а не подрывать се. Учить его и вместе искать выход, мобилизуя внут ренние ресурсы, радоваться каждому успеху, вместе переживать неудачи. Быть дтя воспитанников нравственным идеалом. “Чем больше учитель будет помнить, что ученики смотрят на него, как па существо высшее, тем сильнее будет его влияние 51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz