Манухин, В. П. О педагогическом наследии М. А. Погодина / В. П. Манухин. – Мурманск : [б. и.], 1996. - 79 с.

зультативность работы подростков по самовоспитанию очень низка, велик разрыв между желанием заниматься самовоспита­ нием и действительным самовоспитанием. М. А. Погодин считал целесообразным знакомить уча­ щихся с планами и правилами жизни, с программами самовоспи­ тания, самообразования выдающихся людей страны. Например, К. Д. Ушинского, который выполнял следующие правила: 1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее. 2. Прямота в словах и поступках. 3. Обдуманность действий. 4. Решительность. 5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова. 6. Не проводить времени бессознательно, делать то, что хочешь, а не то, что случится. 7. Деньги издерживать только на необходимое, а не по страсти издерживать. 8. Каждый вечер добросовестно давать себе отчет о своих поступках. 9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни чем, что есть, ни тем, что будет. J1. Н. Толстой, поселившись в Ясной Поляне, разработал сложную программу самовоспитания, которую озаглавил: “Цель жизни в деревне в продолжение двух лет” . В программе самовоспитания он писал: “Имей цель для всей жизни, цель для года, для месяца, для недели, для дня и дня часу, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим” . А вот содержание его программы самообразования: 1. Изучить весь курс юридических паук. 2. Изучить практическую медицину и часть теоретической. 3. Изучить языки: французский, русский, иемецкий, англий­ ский, итальянский,латинский. 4. Изучить сельское хозяйство как теоретически, так и практически. 5. Изучить историю, географию, статистику. 6. Изучить математику (гимназический курс). 7. Написать диссертацию. 8. Достигнуть совершенства в живописи и музыке. 9. Написать правила жизни. 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz