Манухин, В. П. О педагогическом наследии М. А. Погодина / В. П. Манухин. – Мурманск : [б. и.], 1996. - 79 с.

А надо, чтобы они (дети, подростки) учились видеть то лучшее, человечное, что есть в каждом взрослом. Ведь человека может воспитывать лишь человек. Если повысится требование воспитателя к самому себе, то он поймет, что многие “грехи” трудных учеников говорят о бу­ шующей в них энергии, о сильной одаренной натуре, которой нелегко приспособиться к монотонному, зачастую, школьному бытию. Говорят о "ненормальной” педагогике, применяемой к ним, о том, что стремление не послушаться, настоять на своем подчас ценнее в ребенке, подростке, чем бездумное послушание, что воспитателю дано воспитывать детей требовательно и в то же время бережно, умело, исключать грубость, насмешки по от­ ношению к трудным, будить в них любознательность, пред­ упреждать возможность нарушений. Одновременно с воспитанием надо вести учащихся по пути самовоспитания. В младшем возрасте самовоспитание носит преимуще­ ственно подражательный характер. Отсюда огромное значение личного примера старших школьников, учителей, родителей, всех взрослых. Как сознательный и целенаправленный процесс самовоспи­ тание начинается в подростковом возрасте, когда намечаются личные идеалы, проясняются стремления, появляется цель в жизни. Наиболее активным самовоспитание становится с 7-8 клас­ са. Именно в это время формируется целеустремленность - побу­ дительная сила самовоспитания, в то же время школьник начина­ ет осознавать себя человеком общества. Задача воспитателей состоит в том, чтобы помочь подрост­ кам задуматься, что у них хорошо, что плохо, какие вообще мо­ гут быть недостатки в школьном возрасте (недисциплини­ рованность, лень, грубость, нечестность, высокомерие, трусость, легкомыслие, болтливость, безволие, безразличие к делам кол­ лектива и общества и т.д.); научить их ставить перед собой кон­ кретные нравственные задачи, определять средства и пути борь­ бы с недостатками и вредными привычками. В работе над собой ученик должен постоянно чувствовать заинтересованность воспитателя. Это очень важно, так как ре­ 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz