Манухин, В. П. О педагогическом наследии М. А. Погодина / В. П. Манухин. – Мурманск : [б. и.], 1996. - 79 с.

учителя, родители, ученические организации на положительное влияние друзей? Что предпринимается для предупреждения и исключения отрицательного влияния и какова эффективность этого? Конкретные примеры. Что рекомендовал М. А. Погодин учителям в работе с трудными? Во главу ставить слово, обращенное к ученику. Групповые и индивидуальные беседы, замечания и советы, сделанные как бы мимоходом, диспуты, сборы, собрания на темы морально-этического характера с учетом особенностей трудных учащихся, а также общей воспитанности классного коллектива. Например: “Скажи, кто твой друг, и я скажу, каков ты” , “Для чего нужна сильная воля и как ее развивать?” , “Говорят: дисциплина - эго примерное поведение. Так ли это?” , “Когда свободное время приносит пользу, а когда вред?” и другие. Все эти беседа, сборы, диспуты, по мнению М. А. Погоди­ на, следовало увязывать с практическими делами. Сочетание слова и дела - одна из форм постепенного вовле­ чения трудных школьников в активную общественно полезную работу с ориентацией на их склонности и сильные черты харак­ тера. Ведь трудными многие ученики становятся потому, что они, как правило, отстранены от систематической общественной работы. Вот несколько правил, которые рекомендовал М. А. Пого­ дин воспитателям при организации общественно полезной дея­ тельности школьников: 1. Поручай ребятам дело, которое им по силам и соотвст- ствует личным склонностям. 2. Сумей гак объяснить дело, чтобы ребята поняли его цель и главное - как выполнить. 3. В каждом случае не забудь проверить, как выполнено порученное тобой дело. Это особенно важно. Если ты дал пору­ чение, а потом сам забыл о нем, впредь твои поручения выпол­ нять вовсе не обязательно. Ребята это быстро поймут. 4. Никогда не пропускай случая, особенно на первых порах, похвалить человека за самый маленький успех, лучше всего в присутствии других учащихся. 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz