Манухин, В. П. О педагогическом наследии М. А. Погодина / В. П. Манухин. – Мурманск : [б. и.], 1996. - 79 с.
учителя, родители, ученические организации на положительное влияние друзей? Что предпринимается для предупреждения и исключения отрицательного влияния и какова эффективность этого? Конкретные примеры. Что рекомендовал М. А. Погодин учителям в работе с трудными? Во главу ставить слово, обращенное к ученику. Групповые и индивидуальные беседы, замечания и советы, сделанные как бы мимоходом, диспуты, сборы, собрания на темы морально-этического характера с учетом особенностей трудных учащихся, а также общей воспитанности классного коллектива. Например: “Скажи, кто твой друг, и я скажу, каков ты” , “Для чего нужна сильная воля и как ее развивать?” , “Говорят: дисциплина - эго примерное поведение. Так ли это?” , “Когда свободное время приносит пользу, а когда вред?” и другие. Все эти беседа, сборы, диспуты, по мнению М. А. Погоди на, следовало увязывать с практическими делами. Сочетание слова и дела - одна из форм постепенного вовле чения трудных школьников в активную общественно полезную работу с ориентацией на их склонности и сильные черты харак тера. Ведь трудными многие ученики становятся потому, что они, как правило, отстранены от систематической общественной работы. Вот несколько правил, которые рекомендовал М. А. Пого дин воспитателям при организации общественно полезной дея тельности школьников: 1. Поручай ребятам дело, которое им по силам и соотвст- ствует личным склонностям. 2. Сумей гак объяснить дело, чтобы ребята поняли его цель и главное - как выполнить. 3. В каждом случае не забудь проверить, как выполнено порученное тобой дело. Это особенно важно. Если ты дал пору чение, а потом сам забыл о нем, впредь твои поручения выпол нять вовсе не обязательно. Ребята это быстро поймут. 4. Никогда не пропускай случая, особенно на первых порах, похвалить человека за самый маленький успех, лучше всего в присутствии других учащихся. 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz