Манухин, В. П. О педагогическом наследии М. А. Погодина / В. П. Манухин. – Мурманск : [б. и.], 1996. - 79 с.

3. Анализ работы с трудными в своей школе и сравнение ее с тем, что узнали и увидели (метод наложения). 4. Изучение трудных учащихся (диагностика), выявление в каждом конкретном случае причин отклонения в развитии и по­ ведении ребенка. Обязательное фиксирование результатов изучения. 5. Разработка программы работы с трудными, которая включает: план общественных действий администрации, педкол­ лектива, ученических организаций, родительского комитета, со­ вета школы; план работы классных руководителей с детскими коллективами; планы единых действий группы учителей, обу­ чающих конкретного ребенка. 6. Деятельность администрации, каждого члена педагогиче­ ского коллектива, руководителей общественных организаций по выявлению намеченных планов. Непременное условие - наличие коіпроля и самоконтроля за ходом и результатами работы со стороны администрации и каждого члена педколлектива. 7. Совершенствование и углубление накопленного опыта, доведение его до уровня саморазвивающейся системы. Прежде всего, считал М. А. Погодин, в программах и пла­ нах должно быть уделено внимание изменению условий, в кото­ рых растут и обучаются трудные, - созданию комфортной среды. Одним из важнейших условий М. А. Погодин также считал установление доброжелательных, уважительных отношений между учителями и детьми, исключающих всякое насилие над ними. Сочетание уважения к ребенку с высокой требователь­ ностью к нему - это известная истина была лейтмотивом всех его практических советов и наставлений учителям. М. А. Погодин утверждал, что без знания конкретного ре­ бенка, без изучения его личности нет и не может быть эффек­ тивного воспитательного процесса. Им предлагалась такая схема изучения трудных. Общая характеристика ученика Состояние его здоровья, особенно нервной системы и пси­ хики. Положительные и отрицательные черты характера, при­ вычки, склонности, увлечения, навыки, в чем и как они выража­ ются. 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz