Манухин, В. П. О педагогическом наследии М. А. Погодина / В. П. Манухин. – Мурманск : [б. и.], 1996. - 79 с.

О РАБОТЕ С ТРУДНЫМИ М. А. Погодин проблеме ірудных детей уделял особое вни­ мание. Им читались лекции по этому вопросу более 30 лег, раз­ рабатывались и публиковались в изданиях ИУУ, областной пе­ риодической печати десятки методических рекомендаций. Наи­ более полно свои взгляды на воспитание трудных М. А. Погодин изложил в 1965 году в статье “Некоторые вопросы практической работы с трудными детьми” . В ней раскрывалась педагогическая техника, которая, по мнению автора, не допускает появления грудных и дает возможность скорректировать поведение детей, если они стали трудными. Трудными не рождаются, ими станов­ ятся по вине взрослых (учителей, а чаще - родителей). Эго являет­ ся исходной позицией автора в построении системы работы с трудными детьми в образовательном учреждении. Для учителя и воспитателя всегда были, есть и буду т дети, которых труднее, чем абсолютное большинство, обучать и вос­ питывать. Они требуют большего внимания, терпения, времен­ ных затрат, применения особых методов, глубоких знаний дет­ ской психологии и физиологии и многого другого. Поэтому уме­ ние работать с такими детьми является одним из составляющих элементов педагогического мастерства. Решать проблему трудных детей в школе - значит научить­ ся работать с детьми так, чтобы они, независимо ог уровня раз­ вития и способностей, усваивали учебные программы, основные нравственные ценности, вели себя адекватно установленному порядку, не оставляли учебу на пути к среднему образованию. Алгоритм решения проблемы педагогическим коллективом М. А. Погодин выстроил следующим образом: 1. Изучение в педколлективе современных научных взгля­ дов на психологические и физиологические особенности детей разного возраста. Углубление знаний учителей по психолого­ педагогической науке. 2. Ознакомление с передовым опытом работы с трудными детьми на страницах педагогической печати и путем непосред­ ственного наблюдения за деятельностью мастеров педагогиче­ ского труда своей школы и передовых педагогических коллекти­ вов районов, области, страны. 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz