Манухин, В. П. О педагогическом наследии М. А. Погодина / В. П. Манухин. – Мурманск : [б. и.], 1996. - 79 с.

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПРЕКРАСНОГО М. А. Погодин писал, что научить человека, особенно ре­ бенка, правильно и по достоинству ценить прекрасное в жизни и искусстве - значит обогатить его духовный облик, содействовать гармоническому развитию личности. Он предостерегал учителей от узкого понимания проблем эстетического воспитания. Эстети­ ка - эго не только картины, музыка, но нечто большее - нрав­ ственная и физическая красота людей, красота их внешнего об­ лика, труда, жизни, мыслей, поступков. Эстетическое воспитание является органическим содержа­ нием всех составных частей учебно-воспитательного процесса на уроке и во внеурочное время (игры, праздники, народные тради­ ции, обряды, обычаи, окружающая природа, литература, театр). Воспитание чувства прекрасного в процессе обучения уча­ щихся осуществляется путем прямого и косвенного влияния на них. Прямое - когда учащиеся непосредственно знакомятся с произведениями искусства, косвенное - когда произведения ис­ кусства используются как вспомогательный иллюстративный материал, способствующий большему эмоциональному восприя­ тию информации. Эстетика любого урока состоит из двух взаимосвязанных частей: эстетики формы и эстетики содержания. Первая - это композиция урока, четкость его элементов, деловитость, лаконизм, целесообразность оборудования, изяще­ ство чертежей, рисунков, доказательств и т. д. Эстетика содержания - это сам материал, излагаемый на уроке, образная, по возможности, эмоциональная его подача. Результативность урока будет тем выше, чем глубже учитель су­ мел затронуть ум и сердце воспитанников, пробудить их к ак­ тивной творческой деятельности. С понятием красивого должно связываться понятие целесо­ образного, умного. Нельзя, скажем, преподавать биологию, не вызывая у рсбяг удивления природой, любви к природе. Только соединение того и другого, т.е. изучение основ наук с формиро­ ванием чувств, эмоций, и воспитывает настоящего человека. Но чтобы воспитывать эстетически, надо самому быть эс­ тетически воспитанным. Отсюда важная практическая задача 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz