Манухин, В. П. О педагогическом наследии М. А. Погодина / В. П. Манухин. – Мурманск : [б. и.], 1996. - 79 с.

Учащиеся восьмилетнсй школы Кольского зверосовхоза на школьной звероводческой ферме, построенной для них зверосов­ хозом, выращивали песцов. Образцы их продукции были пред­ ставлены на выставке, открытой в Москве к Всероссийскому съезду учителей. Некоторые школы области, следуя примеру 5-й восьмилет­ ней школы г. Мурманска, организовали сбор пищевых отходов д ія нужд подсобных хозяйств. Коллектив учащихся средней школы № 2 г. Мурманска шефствовал над совхозом “Поляр­ ный” . Школьники Териберки обслуживали парниковое хозяй­ ство колхоза им. XXI съезда КПСС (за два года они изготовили около 50 тысяч торфоперегнойных горшочков), работали на кол­ хозной птицеферме, усаживали за телятами. Кроме того, они шефствовали над начальной школой колхоза “Мурманец” . Ученики Кузоменской школы Терского района собирали д ія птицефермы колхоза “Восход коммунизма” ракушки и гра­ вий, проводили опытническую работу по закреплению песков и созданию плодородной почвы у моря, по выращиванию сахарной свеклы. Труд учащихся в большинстве случаев был организован: выделялись руководители, создавались бригады, звенья, стави­ лись цели, задачи, подводились итоги, учитывалась производи­ тельность, информировалось население, поощрялись успехи, анализировались причины неудач, велось обучение детей трудо­ вым навыкам и умениям и т.д. Об особо значимых успехах учащихся рассказывалось на ежегодном областном слете юных тружеников. Все вместе взятое и являлось тем, что А. С. Макаренко на­ зывал “инструментовкой іруда” . Труд подобного рода шел ря­ дом с образованием, политическим и общественным воспитани­ ем и, следовательно, содействовал формированию нужных поло­ жительных качеств личности в интересах общества. 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz