Манухин, В. П. О педагогическом наследии М. А. Погодина / В. П. Манухин. – Мурманск : [б. и.], 1996. - 79 с.

помогли сформировать бригады, организовать соревнование между ними. Североморцы выступили инициаторами создания летних комсомольско-молодежных лагерей труда и отдыха для учащихся Заполярья в колхозах и совхозах центра и юга нашей страны. М. А. Погодин описал опыт организации груда учащихся в школах-победителях областного смогра-конкурса: Апатитской школы с производственным обучением и Ревдинской средней школы Ловозсрского района. Он скрупулезно собирал информацию о том, как входил в жизнь наших школ производительный труд учащихся, например, в учебных мастерских 57 школ в 1960 г. выполнялись заказы местных предприятий и учреждений, и гам, где не нарушались требования и логика учебных программ, связь обучения с произ­ водительным трудом была эффективным средством воспитания трудолюбия и зрелости школьников. Инициатором в этом важном деле была семилетняя школа № 12 г. Кировска. Здесь выполнялись оплачиваемые заказы уч­ реждений, магазинов города, комбината “Апатит” , детского са­ да. На вырученные от продажи изделий деньги школа, по реше­ нию детского коллектива, оборудовала свою швейную мастер­ скую, закупила народные инструменты для оркестра, приобрела много нужных вещей для пионерской комнаты и отдельных уча­ щихся. В ряде школ области появились “копилки” полезных дел. Вот, например, что было накоплено за год учащимися неболь­ шой Ревдинской школы Ловозерского района: отработано на общую пользу 26 тысяч рабочих часов, сделаны для детских са­ дов поселка 1000 деревянных игрушек, высажено 700 деревьев, которые школьники обязались полностью сохранить. Кроме то­ го, в “копилке” оказалась ученическая спецодежда для работы в школьных мастерских, сшитая руками учащихся, выстроенные ими метеостанция и школьный гараж, смонтированный и вве­ денный в действие школьный радиоузел, полностью отремонти­ рованное в мартовские каникулы здание школы. По пути соединения обучения и воспитания с общественно полезным, а там, где можно, и с производительным трудом шло большинство школ Мурманской области. Так, учащиеся школы 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz