Манухин, В. П. О педагогическом наследии М. А. Погодина / В. П. Манухин. – Мурманск : [б. и.], 1996. - 79 с.

пости молодежи прошлых поколений, негативно сказываются на отношении к труду подрастающего поколения. По мнению М. А. Погодина, всякая трудовая подготовка должна осуществляться на базе прочных знаний основ наук. По-видимому, здесь надо пояснить, что М. А. Погодин раз­ граничивал понятия "трудовая подготовка” , "трудовое воспита­ ние” , "трудовое обучение” , “профессиональное обучение” , “производственное обучение” , “профессиональная ориентация” , “воспитание в груде” и предупреждал учителей о смысловом раз­ личии их. В частности, писал, что воспитание в груде (в это понятие включал и обучение) делает более осмысленными, более понят­ ными знания основ наук, которые изучают учащиеся в школе, помогает устанавливать взаимоотношения с людьми в процессе ірудовой деятельности, вырабатывает дисциплину труда, без которой немыслимо поступательное движение вперед. Учение и труд, обучение и воспитание, органически связанные с жизнью, с производством, с практикой, с участием наших детей в посиль­ ном общественно полезном и производительном труде, становят­ ся ведущим началом всестороннего развития человека. Опыт школ области в 60-х годах свидетельствует о том, что трудовое воспитание учащихся и связь его с жизнью становились реальностью и давали положительные результа ты. В школах четко определялись объекты и содержание физи­ ческого и общественно полезного труда для детей различного возраста: уборка классов и школьной территории, участие в строительстве и ремонте школьных помещений, изготовление и ремон т школьного инвентаря и г. д. М. А. Погодин изучил, описал, а затем страстно пропаган­ дировал опыт организации трудового обучения и воспитания в школах области. В пример всегда ставил школу № 1 (г. Северо­ морск) с производственным обучением, которая строила своими силами учебный класс-гараж площадью в 200 кв. м дтя занятий по автоделу. Шефы помогли штабу школьного строительства разработать план строительных работ и решить многие вопросы: организовать в 8-10 классах специальные занятия по подготовке юных строителей, по ознакомлению их с техникой безопасности; 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz