Манухин, В. П. О педагогическом наследии М. А. Погодина / В. П. Манухин. – Мурманск : [б. и.], 1996. - 79 с.

УЧЕНИЕ И ТРУД Пик педагогического творчества М. А. Погодина совпал с периодом, когда по инициативе тогдашнего лидера нашего госу­ дарства Н. С. Хрущева была предпринята попытка соединения обучения с производительным трудом, укрепления связи школы с жизнью. Как учитель, руководитель школы, один из организаторов народного образования нашей области он активно включился в решение поставленной задачи. Опираясь на работы Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, он убедительно доказывал, что школа должна не только давать ребенку знания и учить добывать их, но и воору­ жать умениями и навыками для производительного труда. Уме­ ние жить и гру,литься - эго умение работать головой и руками в повседневной деятельности независимо от того, какой путь в жизни выберет человек. В своих работах он определил основные направления реа­ лизации этой задачи. При этом проявилось удивительное каче­ ство М. А. Погодина - быть человеком своего времени и в то же время жить будущим, работать на будущее школы. Конструируя педагогический процесс, в котором достойное место займет [ру­ довая подготовка, приоритет в воспитании детей отдавал гума­ нитарному образованию. Решительно выступал прочив “голого ремесленничества” в общеобразовательной школе. Предостере­ гал директоров школ против введения уроков труда за счет уменьшения часов на изучение литературы, истории, языка, му­ зыки, изобразительного искусства. Профессиональная ориента­ ция, производственное обучение, отмечал М. А. Погодин, пи в коем случае не должны снижать уровень образовательной подго­ товки. А такая опасность в то время была. Эти слова его весьма актуальны и для сегодняшней ситуации. Поспешность и нспродуманность ориентации содержания школьного образования на рыночные отношения, восхищение “деловыми людьми” , поощрение юных бизнесменов, подмена сиюминутной выгодой общечеловеческих непреходящих ценно­ стей, отрицание без разбору всего, что было в трудовой деятель- 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz