Манухин, В. П. О педагогическом наследии М. А. Погодина / В. П. Манухин. – Мурманск : [б. и.], 1996. - 79 с.

поднялись более ответственно, чем от учителя. К проверке зна­ ния учащимся ученик больше готовился, чем к проверке учите­ лем. За неудовлетворительную оценку, поставленную органом детского самоуправления, переживал больше, чем за оценку учителя. 3. Учебная деятельность ученических организаций измени­ ла характер взаимоотношений между учителем и учащимися. Акіивисты, выступающие в роли ассистентов учителя, консуль­ тантов по отдельным предметам, трудным темам, в роли инфор­ маторов, непосредственно включались в учебный процесс на уроке. С их помощью учитель расширял возможности обратной информации об усвоении учениками знаний на уроке, организо­ вывал и проверял парную работу учащихся при закреплении учебного материала, вводил в урок дополнительную информа­ цию, подготовленную по заданию (просьбе) учителя. 4. Повысилась эффективность парной работы учащихся на уроке. Смысл се состоял в том, чтобы укреплять взаимную ответ­ ственность двух учащихся, сидящих за одной партой иногда на про тяжении многих лет, за учебные успехи друг друга. Прибегать к помощи других членов классного коллектива лишь в том слу­ чае, если исчерпаны возможности пары. На этой основе учениче­ ская организация класса делала активнее, работоспособнее весь классный коллектив, вовлекая ребят в поиски разнообразных форм парной работы, которая в конечном результате содейство­ вала формированию у них способности к самоанализу. 5. Парная работа на уроке и во внеурочное время, работа консультантов и ассистентов, замена учителя в случае необходи­ мости консультантом на уроке, организация других видов това­ рищеской взаимопомощи в учебном труде - всс это заставило учителей и ученический актив задуматься над вопросами мето­ дики этой работы. Без правильной методики можно нанести вред учащимся (если взаимную требовательность, самостоятельность в учебной работе подменить подсказкой и списыванием). Учителя стали объяснять учащимся - организаторам вза­ имопомощи в учебном труде - приемы совместной работы, ме­ тоды ее проведения, знакомить их с некоторыми психологиче­ скими особенностями школьного возраста, стали рекомендовать литературу по этим вопросам, проводить практикумы по плани­ 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz