Манухин, В. П. О педагогическом наследии М. А. Погодина / В. П. Манухин. – Мурманск : [б. и.], 1996. - 79 с.

(увлечь школьников осознанием цели, пониманием связи школь­ ных знаний с жизнью, с развитием волевого фактора); з) проводить предпраздничные переклички коллективов производства и класса. Практическая деятельность учащихся: 1. Тематические сборы, собрания, диспуты по проблеме. 2. Комсомольско-пионерские посты всеобуча. 3. Разнообразные формы парной учебной работы. 4. Тетради пробелов, индивидуальные планы повторения, тематические папки. 5. Недельные учебно-тематические дежурства. 6. Тематические кружки повторения. 7. Работа в качестве ассистентов, лаборантов, консуль­ тантов. 8. Участие в оформлении школьных учебных кабинетов. 9. Борьба со списыванием и подсказыванием. 10. Использование в учебной деятельности материалов га­ зет, журналов, радио, телевидения. 11. Учебные встречи классов, общественные смотры зна­ ний, разнообразные учебные курсы и г. д. 12. Отчеты учащихся об эффективности проводимой работы. Какие же педагогические выводы сделал М. А. Погодин по итогам первых трех лет работы над проблемой? 1. В школах определилась система учебной работы учени­ ческих организаций, укрепились их связи с учителями, родителя­ ми, шефами. Разработаны формы и виды учебной деятельности ученических организаций, деятельности, направленной па повы­ шение ответственности учащихся за успехи в учении. Причем, участвуя в делах, организуемых учебными секторами ВЛКСМ и совета пионерской дружины, школьники вовлекались в решение таких задач, которые требовали от них совершенствования зна­ ний по учебным предметам, определенных качеств личности, таких, как коллективизм, товарищеская взаимопомощь, актив­ ность в общественной деятельности, стремление к расширению знаний. 2. Выяснились интересные психологические особенности учебного труда учащихся. Задания от детского коллектива вы- 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz